Армейские автомобили высокой проходимости HMMWV M998 Хаммер


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Важнейшим достижением компании AM General является разработка и организация массового производства целой гаммы эффективных, динамичных и наиболее совершенных многоцелевых автомобилей высокой проходимости с пониженным центром тяжести, официально носивших аббревиатуру HMMWV. Ее произношение весьма отдаленно напоминает более понятное неформальное наименование автомобиля — «Хаммер», по-английски «Молот».  

Многоцелевые автомобили высокой проходимости HMMWV M998 Хаммер, история создания и принятия на вооружение в армии США.

Не имея никакого опыта в этой области, в 1978 году AM General приобрела у фирмы FMC лицензию на последний вариант заднемоторного армейского багги XR311. И на его основе построила собственный бронеавтомобиль XM966 в двух исполнениях с разным вооружением. Он оказался слишком тяжелым и плохо управляемым.

Осенью 1979 года по техническим условиям TACOM конструкторы AM General разработали и в августе 1980 года построили второй многоцелевой прототип XM998. С не бронированным кузовом, в основу которого легла общая конструкция машины Chrysler EMV со 160-сильным дизелем Deutz V8. Расположенным в передней части шасси. К февралю следующего года он прошел цикл испытаний с пробегом 11 000 километров.

По их итогам и в соответствии с новым техническим заданием военного ведомства в апреле 1982 года машина была вновь доработана и переоснащена. А потом первые 11 прототипов вновь поступили на испытания. Автомобиль имел внешность, хорошо знакомую по всем последующим и современным Хаммерам. Снабжался закрытым 4-х дверным алюминиевым кузовом с мягким верхом, короткой грузовой платформой с покатой крышкой и характерной формой оперения с горизонтальной решеткой радиатора.

Он получил американский 130-ти сильный двигатель Detroit Diesel и гидромеханическую коробку передач. Проведя долгие сравнительные испытания, 22 марта 1983 года военное ведомство выдало компании AM General контракт на сумму 1,2 млрд долларов, предусматривавший поставку 55 000 таких машин в течение пяти лет. Серийной базовой машине присвоили официальную заводскую марку HMMWV и военный индекс M998.

В отличие от прототипов она получила новую переднюю штампованную облицовку с семью короткими вертикальными воздухозаборными отверстиями. Хаммер сменил сразу четыре военных семейства находившихся к тому времени на вооружении легких машин : джипы M151, 1,25 тонные автомобили M715, военизированные пикапы M880 и трехосные плавающие машины Gama Goat.

Неожиданный гигантский контракт привел фирму в смятение. Но в июне 1984 года решением Сената США ей предоставили крупные государственные субсидии, позволившие завершить доработку Хаммера. А также переоборудовать для его серийного производства бывший автобусный завод в Мишэуоке, штат Индиана. 2 января 1985 года там развернули выпуск первого базового варианта M998.

До конца года было собрано 11 455 автомобилей, которые начали поступать в американскую армию в сентябре. Сразу в нескольких исполнениях, доведенных вскоре до 20 основных версий. Все они были рассчитаны на выполнение широкого комплекса военных задач. От общих транспортных до выполнения боевых операций.

Обладали высокой проходимостью, скоростью и устойчивостью. Были приспособлены для доставки транспортными самолетами и вертолетами, а по прочности в два раза превосходили нормативные требования армии США.

Большинство машин было приспособлено к установке на крыше легкого вооружения и навесной бронезащиты со всех сторон кузова. На них монтировали пулеметы разного калибра, 25 мм зенитные пушки, 40 мм гранатометы. Различные ракетные системы и типовые армейские контейнеры, причем в вооруженных силах каждой страны — импортера Хаммеров, на них устанавливали свои собственные виды оружия.

По материалам книги «Армейские автомобили НАТО». Е. Кочнев.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде