Белорусский бронеавтомобиль Барс, характеристики, двигатель, обзор


Электронные книги в PDF формате

В мае 2013 года в белорусских СМИ появилась информация о создании в Беларуси в ООО «Техносоюзпроект», город Минск, нового бронеавтомобиля под названием «Барс». Возможно эта информация появилась бы еще позже, но машина «засветилась» во время парада независимости в Туркмении.

Белорусский бронеавтомобиль Барс, назначение, основные характеристики, оборудование и оснащение, обзор.

Легкобронированный автомобиль «Барс» с колесной формулой 4×4 предназначен для использования специальными подразделениями при решении задач борьбы с незаконными вооруженными формированиями и диверсионными группами на пересеченной местности и в условиях городской застройки.

В конструкции бронеавтомобиля «Барс» используется полноприводное итальянское шасси высокой проходимости SCAM. Шасси автомобиля имеет, как утверждается, надежную в эксплуатации зависимую рессорную подвеску и дорожный просвет 340 мм. В качестве силового агрегата используется турбированный дизельный двигатель IVECO 8140.43N мощностью 146 л.с, который в совокупности с механической трансмиссией позволяет разгонять автомобиль по шоссе до 120 км/ч.

Трансмиссия, включающая в себя 6-ступенчатую механическую коробку переключения передач, а также раздаточную коробку с делителем и мультипликатором, обеспечивают в совокупности 24 передачи переднего хода. Электронная система дает возможность осуществлять блокировку дифференциалов при движении автомобиля простым нажатием кнопки.

Благодаря этому бронеавтомобиль «Барс» уверенно преодолевает подъемы и участки дорог с боковыми уклонами до 30 градусов, броды глубиной до 0,7 метра. Два топливных бака общей емкостью 140 литров обеспечивают машине запас хода до 700 километров. Автомобиль оснащен средствами закрытой цифровой связи и спутниковой навигационной системой.

Бронированный корпус бронеавтомобиля Барс.

Бронированный корпус машины с капотной компоновкой создан белорусскими инженерами из НПООО «ОКБ ТСП». Он выполнен из композитных материалов на основе полимерной брони. Бронированный корпус пятидверный. Двери по бортам открываются в разные стороны. Передние — вперед, задние — назад. Кормовая дверь одностворчатая, открывается влево.

В окнах кормовых дверей, окнах левого и правого борта (по два с каждого борта за задними дверьми) и двух окнах с каждой стороны от кормовой двери оборудованы закрывающиеся бойницы для ведения стрельбы из индивидуального оружия. Внутри бронированного корпуса оборудованы места водителя и 7 мест для размещения личного состава.

Для удобства его посадки и высадки под бортовыми дверьми установлены подножки. Бронированный корпус машины «Барс» обеспечивает защиту по 3 классу в соответствии с ГОСТ Р 50963-96.

На крыше бронированного корпуса бронеавтомобиля, оборудован люк с бронированной крышкой. На люке установлен погон, на котором устанавливается вращающаяся турельная установка с крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом типа НСВТ-12,7 «Утес». По требованию заказчика на крыше бронированного корпуса может быть установлен дистанционно управляемый боевой модуль с различным оружием. Полная масса бронеавтомобиля составляет 5,5 тонн.

Мобильный комплекс на основе бронеавтомобиля «Барс».

На основе бронеавтомобиля «Барс» разработан мобильный комплекс, в который входят от 4 до 6 боевых машин «Барс-БМ» и пункт управления подразделением «Барс-ПУ». При необходимости может быть еще включена и машина обеспечения «Барс-МО».

Боевая машина «Барс-БМ» является основным элементом комплекса. В машине размещаются командир боевой группы с водителем и шесть бойцов спецподразделения. На крыше корпуса автомобиля устанавливается поворотная турельная установка с легким стрелковым вооружением. Либо боевой модуль с дистанционным управлением.

Для выполнения специальных задач могут применяться средства поражения нелетального действия:

— Инфразвуковая система.


— Лазерная система временного ослепления.


— Гранатометы отстрела спецсредств.

В зоне управления боевой машины установлены:

— Средства цифровой видео, радиосвязи.


— Комплексная навигационная система (КНС-2).


— Аппаратура передачи данных.

Всей аппаратурой можно управлять с автоматизированного рабочего места командира-оператора. В десантном отделении боевой машины оборудованы места для размещения шести бойцов спецподразделения с индивидуальным оружием и боекомплектом. Широкие двери и подножки позволяют осуществлять быструю посадку в машину и высадку из нее, а также вести огонь через бойницы в стороны бортов и кормы.

Машина пункт управления «Барс-ПУ» является средством управления спецподразделения на этапе подготовки и в ходе выполнения боевых задач. Комплекс технических средств размещается в двух отсеках. В отсеке управления оборудованы рабочие места командира подразделения, оператора, техника-оператора и водителя.

В техническом отсеке находятся:

— Средства радиосвязи.


— Аппаратура передачи данных.


— Электронно-оптическая система видеонаблюдения.


— Средства ведения радиотехнической разведк.


— Средства радиоэлектронного подавления.


— Акустическая система обнаружения снайперов.


— Дистанционно управляемая роботизированная платформа.


— Система электропитания.

Первая партия бронеавтомобилей «Барс» была поставлена в Туркменистан и впервые была представлена публике на параде, посвященном 20-летию независимости республики. С тех пор бронеавтомобиль «Барс» является постоянным участником парадов в Ашхабаде. В марте 2016 года бронеавтомобили «Барс» приняли участие в антитеррористических учениях «Watan». Количество поставленных машин точно не известно, однако встречается информация о количестве в 17 единиц.

С 2012 года бронеавтомобиль «Барс» используется группой «А» КГБ Республики Беларусь. В июле 2014 года бронеавтомобиль «Барс» демонстрировался на 7-й международной выставке вооружений и военной техники MILEX-2014 в Минске.

В 2014 году Черкасский автозавод корпорации «Богдан» на Украине провел испытания бронемашины «Барс-6». Затем корпорацией была создана новая модификация «Барс-8». При заметном сходстве белорусской и украинской машин, они все же разные. Украинские инженеры за основу конструкции автомобиля «Барс-6» взяли шасси южнокорейского тяжёлого джипа KIA RV450, а в конструкции «Барса-8» использовали более мощное шасси пикапа Dodge Ram.

По материалам журнала «Обозрение армии и флота».