Джип Ford M151, прогрессивный послевоенный американский джип


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Над своими легкими армейскими машинами вторая по величине американская автомобильная корпорация Ford занималась с 1940 года, но затем накануне вступления Соединенных Штатов в войну ее срочно перепрофилировали на массовый выпуск джипа Виллис-МВ, получившего индекс GPW.

К концу войны на его долю приходилось чуть менее половины от общего выпуска американских джипов, но продукция Форда всегда оставалась в тени легендарных Виллисов. 

Ее машины GPW до сих пор продолжают отождествлять с автомобилями Виллис-МВ. Второстепенное положение с поставками джипов в годы войны совсем не устраивало корпорацию Форд, которая в первые же послевоенные времена твердо решила взять реванш в этой области. Ей это удалось. Форд создал наиболее совершенный и прогрессивный американский послевоенный джип Ford M151, выпускавшийся в нескольких вариантах и исполнениях.

Армейский джип Ford M151, наиболее совершенный и прогрессивный американский послевоенный джип.

В 1951 году компания Ford, памятуя о своем крупном провале с первым джипом, постигшем ее в предвоенные времена, немедленно откликнулась на предложение командования Сухопутных войск США разработать новый 1/4 тонный «военный многоцелевой тактический грузовик» (Military Utility Tactical Truck, MUTT). Эта аббревиатура впоследствии стала его вторым обозначением «Матт» (Mutt), но оно так и не привилось.

Не имея на этот раз практически никакой конкуренции, в 1952 году Форд изготовил макетный прототип джипа, а в 1954 собрал первый работоспособный опытный вариант XM151E. В 1956 году появились еще два пробных джипа — XM151E1 с несущим цельнометаллическим полностью стальным кузовом и XM151E2 с несущим стальным основанием и алюминиевой верхней частью корпуса.

В течение нескольких лет они проходили испытания в разных климатических зонах на пересеченной местности и дорогах с разными видами покрытий, при преодолении водных преград и парашютном десантировании, а также с разными двигателями мощностью 50-70 л.с. и разными агрегатами шасси. По их результатам в 1959 году доработанный образец XM151E2 был выбран для серийного производства на заводе Хайлэнд Плэнт, начавшегося со следующего года.

Новый стандартизованный 4-х местный джип Ford M151 выгодно отличался от выпускавшихся в то же время машин M38A1 повышенной удельной мощностью, сравнительно небольшой собственной массой и увеличенным запасом хода. Благодаря удлиненной до 2159 мм колесной базе он получил более вместительный кузов с тентом, а принципиально новая для такой техники полностью независимая подвеска всех колес обеспечивала их постоянное сцепление с грунтом, высокую проходимость, плавность хода и повышенную комфортность.

На серийном автомобиле Ford M151 использовали 4-х цилиндровый бензиновый двигатель Continental рабочим объемом 2,33 литра и мощностью 72 л.с. с верхним распределительным валом и алюминиевыми поршнями, работавший с синхронизированной 4-х ступенчатой коробкой передач. Раздаточная коробка имела только одну ступень и механизм отключения привода передних колес, центральные главные передачи стали гипоидными и снабжались качающими валами привода колес, но тормоза остались барабанными с гидроприводом.

Независимая подвеска состояла из витых цилиндрических пружин и телескопических гидроамортизаторов. В переднюю конструкцию классического типа входили два поперечных профильных качающихся рычага, между которыми размещались пружины со встроенными внутри них амортизаторами. Оригинальная задняя подвеска состояла из двух поперечных одиночных А-образных рычагов со штампованными опорами для пружин и отдельно расположенными амортизаторами двойного действия.

Облегченные дисковые колеса отливали из магниевого сплава и комплектовали шинами размером 7,00-16. Второй важной конструктивной особенностью серийных джипов являлся несущий стальной корпус, собранный методом точечной сварки из листов толщиной 1,5 и 2,3 мм и весивший всего 170 кг.

Внешние элементы облицовки собирали из алюминиевых панелей, откидное лобовое стекло первоначально было двухсекционным, герметизированная система электрооборудования — 24-х вольтной. Под сиденьем водителя помешался топливный бак на 56 литров бензина.

Автомобиль по-прежнему относился к войсковой 1/4 тонной категории грузоподъемности, но в реальности на бездорожье мог перевозить четырех человек и еще 360 килограмм грузов, на шоссе — до 554 кг. Его сухая масса составила 1012 кг, снаряженная — 1135 кг, полная — 1575 кг. Колея всех колес — 1346 мм. Габаритные размеры с тентом — 3352x1580x1803 мм. Максимальный дорожный просвет — 260 мм.

Максимальная скорость на шоссе — 106 км/ч. Расход топлива в разных дорожных условиях — от 5,8 до 14 литров на 100 км. Автомобиль буксировал прицепы массой до 970 кг и преодолевал подъемы крутизной до З1 градуса, боковой крен в 22 градуса и броды глубиной 0,53 метра, а со специальным оборудованием эта величина возрастала до 1,52 метра. Запас хода составлял 482 километра.

По материалам книги «Армейские автомобили НАТО». Е. Кочнев.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде