Генераторы 1631.3701, 192.3771 для двигателей ЗМЗ-4021, проверка


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Для питания потребителей и подзарядки аккумуляторной батареи на автомобилях УАЗ с двигателем ЗМЗ-4021 устанавливались генераторы 1631.3701 или его аналог 192.3771. Оба генератора переменного тока, мощностью 910 Ватт. 

Генераторы 1631.3701 и 192.3771 для двигателей ЗМЗ-4021, общее устройство.

Генераторы 1631.3701 и 192.3771 представляют собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением и встроенным кремниевым выпрямителем БВП34-65-02. Они работают совместно с регулятором напряжения 13.3702-01. Генератор установлен с правой стороны двигателя ЗМЗ-4021 на кронштейне.

Характеристики генератора 1631.3701 и его аналога 192.3771.

— Номинальное напряжение, В : 14


— Максимальный выпрямленный ток, A : 65


— Мощность, Вт : 910


— Частота вращения вала без нагрузки, об/мин : 1100


— Частота вращения вала, об/мин / при токе, А : 5000/65


— Длина, мм : 212


— Диаметр, мм : 150


— Масса, кг : 5,6

Электрическая схема генераторов 1631.3701 и 192.3771 для двигателей ЗМЗ-4021.

Техническое обслуживание генераторов 1631.3701 и 192.3771.

При техническом обслуживании необходимо произвести проверку крепления генератора, кронштейна генератора, натяжной планки, при необходимости подтянуть. Произвести проверку щеточного узла генератора, для чего щеточный узел необходимо снять.

Очистить щетки от пыли и грязи. Щетки должны быть целыми, без сколов и других дефектов. Они должны свободно перемещаться в каналах щеткодержателя под действием пружин. Щетки изношенные до высоты 8 мм подлежат замене новыми типа М1. Применять щетки другого типа нельзя.

Необходимо проверить усилие пружин щеток, для чего снять крышку щеткодержателя и удалить одну из щеток, установить крышку на место и удерживать ее рукой. Затем выступающим из щеткодержателя концом щетки надавить на чашку весов. Когда щетка будет выступать из щеткодержателя на 2 мм, заметить показание весов, которое должно быть 180-260 гс. То же повторить со второй щеткой.

При необходимости протереть бензином контактные кольца. В случае их сильного износа или подгорания зачистить или проточить. Произвести проверку натяжения ремня генератора, для чего надо нажать большим пальцем с усилием 4 кгс на ремень между шкивом генератора и шкивом водяного насоса. Ремень должен прогибаться на величину 8-10 мм, при необходимости произвести его натяжение.

Проверка исправности генераторов 1631.3701 и 192.3771.

Исправность генератора определяется проверкой частоты вращения ротора, при которой достигается напряжение 14,5 Вольт при работе генератора вхолостую и при полной нагрузке.

Проверка производится на испытательном стенде, состоящем из электродвигателя, плавно изменяющего частоту вращения ротора генератора до 3000 оборотов в минуту, вольтметров, амперметра, реостата, создающего нагрузку до 50 Ампер в цепи генератора, аккумуляторной батареи 6СТ-60 и реостата в цепи обмотки возбуждения на 5 Ампер.

Для этих целей также можно использовать контрольно-измерительные стенды 532М или Э-242. Схема соединения генератора для испытания на простейшем стенде показана на схеме ниже.

Для проверки генератора надо подать напряжение выключателем 10 и реостатом 9 отрегулировать по вольтметру 8 напряжение 12,5 Вольт. Без нагрузки (выключатель 6 выключен), когда генератор холодный, вольтметр 4 должен показать 14 Вольт при числе оборотов ротора не более 950-1000 оборотов в минуту. Затем необходимо включить выключатель 6 и увеличивая обороты генератора, увеличить нагрузку.

При нагрузке 50 Ампер и напряжении 14 Вольт по вольтметру 4 число оборотов ротора должно быть не более 2100-2200 оборотов в минуту. Во время этих испытаний напряжение на выводе «Ш» поддерживать реостатом 9 в пределах 12,5-14 Вольт по вольтметру 8.

Возможные причины неисправности генераторов 1631.3701 и 192.3771.
Генератор работает, но аккумулятор заряжается слабо или не заряжается совсем.

— Ремень генератора ослаблен.


— Поврежден регулятор напряжения.


— Нет контакта на проводах генератора или на аккумуляторе.


— Повышенный износ либо зависание щеток.


— Обмотка возбуждения повреждена.


— Повреждение диодов выпрямительного блока.


— Не исправен аккумулятор.

Предельный износ щеток и контактных колец.

— Превышение биение контактных колец


— Попадание масла на контактные кольца


— Пружины щеток ослабленны.

Перезарядка аккумуляторной батареи.

— Вышел из строя регулятор напряжения.


— Не исправен аккумулятор.

Повышенный шум при работе генератора.

— Подшипники генератора вышли из строя.


— Задевание ротора за полюса статора.


— Сильно изношенны посадочные места в крышках генератора под подшипники.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде