Изготовление инструмента и оснастки для обслуживания и ремонта машин


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

При изготовлении инструментов, приспособлений и оснастки различных конструкций, предназначенных для обслуживания и ремонта автомобилей, кроме основных технологических сведений и требований, следует обратить внимание еще на ряд моментов. 

Самостоятельное изготовление инструмента, приспособлений и оснастки для обслуживания и ремонта автомобилей, материалы, термообработка, сварка.

Желательно, чтобы непосредственный изготовитель знал точное назначение инструмента, оснастки или приспособления. Ведь вам нужно получить не отдельные детали россыпью, а работающее приспособление. Особой точности, как правило, при изготовлении деталей приспособлений или оснастки не требуется. Важно обеспечение требуемого сопряжения соединяемых деталей или посадки. Например, не столь важно, какие размеры у деталей, а существенно, чтобы посадка была с натягом.

Часто на приведенных чертежах инструмента, приспособлений и оснастки можно встретить одинаковые размеры соединяемых деталей. Например, у вала и отверстия (диаметр 20). Отклонения при изготовлении, как правило, предусматриваются «в тело». То есть фактический диаметр отверстия должен быть больше, а вала — меньше. Если же детали изготовят так, что вал не вставить в отверстие и потребуется подгонка, это вполне допустимо при индивидуальном производстве.

Шероховатость (чистота) поверхностей деталей приспособлений и оснастки для обслуживания и ремонта автомобилей.

Величина шероховатости поверхностей деталей регламентируется только одним параметром Ra. Ra, это среднее арифметическое отклонение профиля — микрогеометрия. Для ручного инструмента шероховатость поверхностей Ra обычно не менее 6,3 мкм. Как правило, при точении и шлифовании Ra значительно ниже. Для примера рассмотрим любой подшипник ведущего моста или коробки передач. Здесь значения Ra такие:

— Торец колец — 2,5 мкм.


— Внутренняя поверхность внутреннего кольца — 1,25 мкм.


— Наружная поверхность наружного кольца — 0,63 мкм.


— Дорожки качения, ролики, шарики (по сути дела зеркальные поверхности) — 0,32 мкм.

Материалы деталей приспособлений и оснастки для обслуживания и ремонта автомобилей.

Чаще всего для изготовления инструментов, приспособлений и оснастки используют стали. Самые дешевые стали — углеродистые общего назначения (ГОСТ 380-94). Наиболее распространенная марка Ст.3 (Ст — сталь, 3 — условный номер).

Стали более дорогие — конструкционные углеродистые качественные (ГОСТ 1050-88). Например, сталь 45 (45 — содержание углерода в сотых долях процента, здесь — 0,45%). Далее идут легированные конструкционные стали (ГОСТ 4543-71), их свойства улучшены легирующими элементами, например, хромом, никелем, ванадием и т.д.

Непрофессиональный (гаражный, сравнительно редко используемый) инструмент изготавливают из стали 45. Этот инструмент дешевле, но имеет и недостаток — он не пригоден для интенсивного использования в условиях автосервиса. В последнем случае применяется профессиональный инструмент, изготовленный из легированных термообработанных сталей. Как показывает практика, в условиях автосервиса дорогой инструмент, в конечном счете, обходится дешевле.

Термообработка инструмента, приспособлений и оснастки для обслуживания и ремонта автомобилей.

Свойства сталей можно значительно улучшить соответствующей термообработкой. Поручать эту операцию следует только опытному специалисту, который сможет обеспечить оптимальное сочетание механических характеристик.

Термическое упрочнение обычно состоит из закалки и последующего отпуска. При закалке (нагрев до 900-1000 градусов и быстрое охлаждение) получают структуру металла наивысшей твердости, а при последующем отпуске понижают твердость и повышают пластичность. В зависимости от температурного интервала принято различать три вида отпуска:

— Низкий (120-250 градусов).


— Средний (350-450 градусов).


— Высокий (500-680 градусов).

Продолжительность низкого отпуска обычно 0,5-2 часа (при 120 градусах до 10-15 часов). Среднего и высокого 1-2 часа. При изготовлении профессионального инструмента чаще всего используют легированные стали и проводят комплексную термическую обработку, состоящую из закалки и высокого отпуска, называемую улучшением.

Сварка деталей приспособлений и оснастки для обслуживания и ремонта автомобилей.

Этот процесс также следует поручать опытному специалисту. После сварки изделие нельзя быстро охлаждать — швы покроются сетью мелких трещин. Рамы чаще всего сваривают из листа, швеллеров, уголка и т.д., материал Ст.3. Катет шва обычно равен толщине более тонкой детали. Всю оснастку, связанную с подъемом автомобиля и его узлов, обязательно испытывают. Обращайте внимание на это при всех случаях подъема тяжести.

По материалам книги «Приспособления для ремонта автомобилей».


Росс Твег.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде