Какие шины лучше на зиму: зимние шипованные шины или «липучка»


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Какие шины лучше на зиму: зимние шипованные шины или «липучка»

Зимний период всегда является сложным как для водителей, так и для автомобилей. По этой причине опытные водители заранее подготавливают машины к зиме, выполняют плановое и внеплановое обслуживание и ремонт, диагностируют состояние АКБ, свечей зажигания и т.д.


При этом важнейшим этапом в рамках подготовки авто к зиме также является правильный подбор зимней резины. Важно учитывать как размер зимних шин, так и сам тип резины (липучка, шип, резина под ошиповку) и другие особенности.

Дело в том, что на рыке сегодня представлены нешипованные шины зимние липучка, шипованная резина, а также покрышки под ошиповку разных производителей. Далее мы рассмотрим, какая зимняя резина лучше, а также  на что следует обязательно обратить внимание при выборе, в каком случае предпочтительнее тот или иной вариант.

Зимние колеса: что нужно знать

Итак, сразу отметим что зимняя шина отличается от летней по целому ряду показателей. Прежде всего, состав резиносмеси подобран так, чтобы в условиях низких температур покрышка оставалась мягкой и эластичной. Также заметно отличается и рисунок зимних шин, ламели зачастую выражены ярче и четче по сравнению с летней резиной и т.д.

Однако и это далеко не все. С учетом многообразия предложений на рынке многие автолюбители задаются вопросом, как выбрать зимнюю шину и подобрать оптимальный вариант. Дело в том, что от правильности выбора будут зависеть необходимые сцепные свойства, уровень комфорта  и даже общий срок службы зимних шин. Давайте разбираться.


Начнем с того, что тест зимних шин далеко не всегда является лучшим показателем, так как независимых экспертов сегодня не так много. Крупные и авторитетные издания часто занимаются банальной рекламой продуктов того или иного производителя, что заставляет усомниться в объективности таких тестов.

По этой причине у рядового автолюбителя зачастую формируется следующий список вопросов:

  • можно ли ставить зимнюю резину только на ведущую ось или на ось с управляемыми колесами (на переднюю или заднюю);
  • какие зимние шины купить, шипованные или липучку, покрышки под шип, а также какой размер шин для зимы лучше, широкие или узкие, с высоким профилем или низкопрофильные);
  • какой рисунок протектора и тип рисунка лучше выбрать (симметричные, ассиметричные или направленные шины);

Теперь по порядку. Чтобы понять, на какую ось ставить зимние шины и попытаться сэкономить, поставив только две зимних покрышки, необходимо изучить некоторые нюансы. 

Начнем с переднеприводных авто и установки зимних шин на ведущие колеса передней оси. Важно понимать, что при таком варианте значительно возрастают риски срыва задней оси в занос в поворотах, при торможении (в том числе и двигателем) и т.д. 

При этом, чем выше начальная скорость, тем больше вероятность, что машину занесет. Причина очевидна — сцепление задних шин  практически отсутствует, тогда как передние  цепляются за дорогу.

Если же данную схему применить на заднеприводном авто, тогда такая машина практически потеряет возможность нормально разгоняться, не получиться эффективно тормозить двигателем и т.д.


Не менее проблемной оказывается и попытка установить зимние шины только на заднюю ось переднеприводных авто или машин с задним приводом. На переднеприводных версиях  сразу проявляются трудности с разгоном, не удается тормозить двигателем и т.д.

Еще отметим, что при торможении на 70% замедляют машину именно передние колеса, а не задние, то есть остановить автомобиль без зимних шин спереди на скользкой дороге намного сложнее. Еще может возникнуть срыв передней оси в повороте, причем на самой низкой скорости.

Кстати, приведенные выше аргументы в полной мере актуальны и для схемы, когда водители пытаются комбинировать на разных осях две шипованные и две нешипованные шины. Указанные покрышки имеют разные сцепные характеристики, то есть риски сноса по осям значительно возрастают, так как прогнозировать поведение автомобиля с разной резиной на осях намного сложнее.

Получается, на  каждой оси должны стоять одинаковые покрышки, с одинаковым рисунком! Важно получить одинаковые сцепные характеристики всех колес, чтобы получить возможность максимально безопасно и уверенно двигаться в зимних условиях (снег, лед, талая вода и т.д.).

Шина зимняя: шипы или липучка

Как известно, шины зимние нешипованные (липучка) активно используются в крупных городах, тогда как  при езде по заснеженным и обледенелым трассам водители обычно выбирают шипованную резину. Так вот, такой выбор вполне логичен.

С одной стороны, шипы улучшают сцепные свойства и такие покрышки лучше тормозят. Однако если машина практически всегда находится в городе, где снег и лед регулярно убирают с дороги, а также городские власти активно посыпают дороги солью и химией, зимняя шипованная резина попросту не нужна.


Дело в том, что шипы наиболее эффективны на льду и твердом снегу, тогда как на асфальте издают больше шума и сильно изнашиваются и вылетают. Также в городе скоростной режим ограничен, то есть липучка способна хорошо справляться с поставленной задачей. Еще стоит отметить, что выбор таких шин достаточно большой, можно выбирать разные варианты (для суровых зим или для мягкого климата), экспериментировать с рисунком протектора.

Ситуация  в корне меняется, если  автомобиль зимой преимущественно используется для езды по трассе с высокой скоростью или же эксплуатируется в  сложных условиях (снежные завалы, лед, дороги не очищены, происходят суточные колебания температур, когда  талая вода замерзает на асфальте и т.п.). В таких условиях однозначно лучше брать шипованные покрышки.  

  • Также отметим, что еще есть шины под шип и всесезонные покрышки. Не вдаваясь в подробности, отметим, что хотя такие покрышки более доступны по цене, они зачастую являются вариантом с весьма усредненными показателями.

Всесезонная резина уступает зимним покрышкам и обычно подходит только для умеренных и мягких зим, а также имеет худшие показатели по сравнению с летней шиной. Их используют, когда температура чаще плюсовая или около нулевая, а сами дороги преимущественно сухие.

Резина под шип обычно напоминает среднего качества всесезонку, если ездить без ошиповки. Однако при необходимости  выполняется ошиповка шин, так как покрышки имеют заранее подготовленные посадочные места. При этом после установки шипов такие покрышки часто уступают по сроку службы и качеству изначально ошипованным в заводских условиях шинам.   

Индекс скорости, размер шин для зимы, рисунок протектора и другие особенности

Прежде всего, при выборе нужно обращать отдельное внимание на индекс скорости шин. Для зимней резины нужно учесть, что чем выше индекс, тем хуже будет проходимость шины на заснеженной дороге. В то же время на сухой дороге зимняя шина с большим индексом скорости проявит себя лучше (меньше тормозной путь и т.д.).

Идем далее. Что касается размеров, среди водителей, эксплуатирующих зимние шины, отзывы могут быть разными. Одни ставят покрышки пошире, тогда как другие предпочитают узкие колеса, в одних случаях предпочтительнее высокий профиль, в других  владелец  выбирает исключительно низкопрофильные шины.


Так вот, на машину можно и нужно ставить только такие диски и шины, которые допускает к установке сам производитель автомобиля. Что касается зимней резины, из допустимых размеров важно выбрать оптимальный вариант, так как зимняя эксплуатация предполагает езду не только по ровному асфальту, но и по обледенелым дорогам с выбоинами, наплывами и т.п.

Другими словами, чем выше профиль шины, тем комфортнее ездить, также шина гасит удары, защищая диск и детали подвески. Однако слишком высокая и мягкая боковина также может стать причиной появления грыж и шишек, проще получить боковой порез шины.

Именно по этой причине опытные автолюбители советуют ставить на зиму средний вариант из возможных. Например, если на машину можно установить диски на 16, 17, или 18 дюймов, для зимы следует остановиться на прочных 17-дюймовых колесных дисках (лучше всего подойдет штамповка или ковка), а также подобрать подходящие по типоразмеру зимние покрышки R17.

При этом нужно учитывать, что чем уже будет шина на автомобиле, тем сильнее будут раскрываться ламели, так как в пятне контакта с дорогой удельное давление на шину выше. Также более узкая шина меньше подвержена эффекту аквапланирования.

Но есть и минусы. Узкая шина не способна обеспечить  хорошую устойчивость на скорости, управляется автомобиль на резине с высоким профилем хуже, такие покрышки быстрее изнашиваются.


В свою очередь, для активной и скоростной езды лучше взять покрышки шире, где профиль будет менее высоким. Главное, учитывать, что при низком профиле все неровности на зимних дорогах будут передаваться на диск и детали подвески, страдает комфорт, сокращается ресурс деталей ходовой части, рулевого управления и т.д.

Как видно, если нужен комфорт и лучшие сцепные свойства, тогда подойдет более узкая шина с высоким профилем. Если же нужна скорость и управляемость, лучше смотреть на профиль пониже. Получается, водитель сам оценивает состояние дорог в регионе, климатические условия, учитывает конкретные цели и задачи, индивидуальные особенности эксплуатации ТС и т.д.

Полезные советы

Прежде всего, шины липучки зимние, которые используются чаще, чем зимняя резина шипованная, можно разделить  так называемые «скандинавские» и «европейские». Так вот, эти покрышки отличаются составом резиносмеси и общим числом ламелей в рисунке протектора, а также температурными режимами, при которых рекомендуется эксплуатировать те или иные шины зимние.


На деле, чем мягче протектор шины, а также чем сильнее выражена нарезка протектора, тем ниже температуры, при которых допускается использование резины. Другими словами, такие шины подходят для суровых зим. Однако, чем мягче покрышка, тем меньше индекс скорости шины.

При этом на практике в различных условиях тормозной путь будет отличаться. Шина для суровой зимы будет лучше вести себя на льду и снегу, тогда как на сухом асфальте лучше проявит себя более жесткая «европейская» резина. 

То же самое можно сказать и про износ покрышек. Чем мягче окажется резина зимняя, тем быстрее  изнашивается протектор на сухом асфальте. Получается,  если зимы умеренные (температура обычно не падает ниже  10 -12 градусов мороза), а также авто  деликатно эксплуатируется в условиях города, где дороги обычно расчищены, нет смысла покупать шины зимние шипованные или слишком дорогую липучку «скандинавского» типа.

На практике, «европейку» можно поставить даже глубокой осенью с началом заморозков и до наступления  настоящих холодов, после чего начать активную эксплуатацию, не беспокоясь об ускоренном износе. Единственный минус — при сильных морозах (больше -15) такие покрышки «дубеют» и начинают заметно проигрывать мягким и дорогим «скандинавским» покрышкам.

Еще добавим, что хорошая зимняя резина кроме сцепных свойств еще должна отличаться  экономичностью. В зимний период это особенно актуально с учетом закономерного увеличения расхода топлива (прогрев ДВС и трансмиссии, включение обогревов и других потребителей, общее снижение средней скорости, пробуксовки, езда в натяг, торможение двигателем и т.п.).  Опять же, если зимы не сильно морозные, мягкая резина «плывет» и уступает в этом плане более жестким вариантам.


Обратите внимание, сегодня на рынке представлено большое количество шин б/у, а также восстановленных методом наварки.  Второй вариант отметаем сразу, так как эти шины можно приобрести только для кратковременной эксплуатации с минимальными нагрузками (подойдут, если бюджет предельно ограничен или нужно, например, доездить сезон).

Что касается б/у резины, в данном случае следует понимать, что основным показателем состояния зимней шины является ламель. Ламели нарезают с использованием современных технологий, на разных шинах встречается различная форма нарезки, также нарезка на разных участках отличается по глубине.

Причина – за счет ламелей производители  добиваются нужного сцепления с дорожным покрытием, оптимальной передачи усилия при разгоне, эффективного торможения, управляемости, устойчивости  автомобиля и т.д.

Так вот, на боковых блоках протектора или на наружных сторонах блоков ламель зимних шин нарезана на глубину  3 – 4 мм. В  отличие от летних шин, зимнюю резину на снегу и льду можно использовать только до глубины протектора 4 мм. Получается, остаточная глубина протектора зимней шины при установке на машину не должна быть меньше 5 мм.


При этом зачастую продают резину б/у именно тогда, когда осталось 5 мм протектора, причем стоят такие шины в хорошем состоянии не так уж дешево. Вполне очевидно, что этих покрышек может не хватить даже на один сезон. Бывает и так, что глубина протектора составляет 7 мм, однако сама шина слишком старая по времени.

Так вот, если зимняя покрышка старше 5-6 лет, активные компоненты в составе резины буквально испаряются (особенно если не соблюдены условия хранения шин), такая шина теряет эластичность, трескается и т.д.     

Само собой, выгоднее сразу приобрести новую зимнюю шину, пусть даже и менее известного производителя, что будет не намного дороже покупки дорогих зимних шин б/у.

 

Подведем итоги

Как видно, когда приходит время менять летние шины, зима диктует свои условия. При этом никакие отзывы о зимней резине или тесты, а также советы продавцов не  заменят грамотного и взвешенного подхода при выборе покрышек для зимы. По этой причине выше были  детально рассмотрены все основные особенности, которые в обязательном порядке нужно учитывать при выборе зимней резины на автомобиль.


Напоследок отметим, что рисунок протектора и сам тип покрышки (например, направленная или ассиметричная шина) имеет как свои плюсы, так и минусы. По этой причине рекомендуется отдельно изучить сильные и слабые стороны данных решений, что позволит выбрать оптимальный вариант по качеству, свойствам, характеристикам и цене.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде