Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБ


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБ

Автомобильный аккумулятор является важным элементом, который позволяет запускать двигатель автомобиля, а также питает бортовую сеть. При этом важно понимать, что АКБ имеет ограниченный срок службы, то есть срок эксплуатации аккумулятора находится в определенных рамках. Более того, даже если батарея новая и не использовалась на машине, все равно аккумулятор имеет свойство стареть от времени.


По этой причине при выборе важно знать, как определить дату выпуска аккумулятора, чтобы приобрести «свежую» АКБ,  а также какой срок годности аккумулятора. Еще в рамках последующей эксплуатации необходимо иметь представление о том, какой ресурс имеет аккумулятор, срок службы батареи на авто, когдаменять аккумулятор и т.д.

В этой статье мы рассмотрим, где указана дата выпуска аккумулятора, сколько в среднем «ходит» АКБ на машине, что влияет на сокращение срока службы и как увеличить ресурс аккумуляторной батареи на автомобиле.

Срок службы АКБ на машине: что нужно знать

Итак, как уже было сказано выше, автомобильные АКБ представляют собой элемент с ограниченным сроком службы. Напомним, что аккумулятор представляет собой пластиковый корпус, внутри которого стоят пластины из свинца и диоксида свинца. Пластины находятся в растворе из воды и серной кислоты (электролитический раствор).

Если просто, такой раствор обеспечивает движение потока электронов между пластинами  аккумулятора, благодаря чему становится возможной как отдача заряда, так и его накопление во время зарядки АКБ.


Прежде всего, следует отметить, что средний срок службы наиболее распространенного свинцово-кислотного аккумулятора на машине в условиях, близких к оптимальным, составляет 4 года или 70-100 тыс. км пробега.

При этом важно понимать, что особенности эксплуатации и ряд других факторов оказывает значительное влияние на ресурс батареи. Другими словами,  если условия не идеальные, АКБ прослужит меньше. Давайте разбираться, от чего это зависит.  

Указанные отрезки по времени или по пробегу могут значительно сокращаться в том случае, если:

  • АКБ эксплуатируется слишком активно, имеет место большое количество циклов заряд-разряда;
  • в машине неисправна система зарядки АКБ от генератора или аккумулятор несколько раз высаживался «в ноль» по другим причинам;
  • батарея постоянно работает в условиях сильных морозов или же сильно перегревается (даже наличие изоляции не спасает от влияния экстремальных температур);
  • владельцем допускаются ошибки при зарядке АКБ внешними зарядными устройствами;
  • плотность электролита в «банках» никак не соответствует климатическим условиям в регионе;
  • аккумулятор на авто неправильно подобран по емкости, пусковому току и т.д.

Конечно, это далеко не все причины. Например, если двигатель или системы авто не в лучшем состоянии и мотор плохо запускается, приходится долго крутить ДВС стартером. Само собой, нагрузка на АКБ возрастает, заряд расходуется активно. При этом короткие поездки на 2-3 км не позволяют батарее успеть зарядиться от генератора.


Получается, АКБ все время недостаточно заряжена, нехватка заряда приводит к тому, что кислотный раствор (электролит) расслаивается. На деле, электролитический раствор становится вместо однородного вертикально расслоенным, причем верхняя часть состоит из более «легкой» кислоты, тогда как нижняя из тяжелой.

Верхний «легкий» слой разъедает пластины, тогда как тяжелый нижний вырабатывает электричество в большем количестве, чем необходимо. Не трудно догадаться, что это значительно сокращает сок службы АКБ. 

Если к этому добавить, что вибрации, возникающие при езде по плохим дорогам или недостаточно хорошо закрепленный аккумулятор также «убивают» батарею, получается далеко не самая радужная перспектива. 

Естественно, в подобных условиях батарея прослужит намного меньше, чем аналогичная на машине, которая заводится с пол оборота и часами ездит по хорошей трассе.   

  • При этом общее состояние АКБ определить не так просто. Если обслуживаемые АКБ еще можно диагностировать, измерить плотность электролита, изменить плотность и уровень и т.д., с необслуживаемыми батареями ситуация осложняется.

Как правило, во втором случае вся проверка сводится к замерам напряжения тестером, после чего также нужно принять во внимание возраст аккумулятора. На основании полученных данных  можно приблизительно предположить, в каком состоянии находится та или иная батарея.

Еще отметим, что не все батареи одинаковые по качеству. Разные аккумуляторы также имеют разный срок службы. На деле, оригинальные фирменные изделия известных брендов стоят дорого, но зачастую выхаживают 4-5 лет и более. В то же время более дешевые аналоги могут выйти из строя уже через пару лет.


Именно по этой причине на практике среди автомобилистов существует общее правило замены аккумулятора:  менять АКБ нужно каждые 4 года. Делать это рекомендуется и в том случае, если в данный момент батарея нормально работает.

Основная причина —  обычно с наступлением холодов  даже качественные, но старые аккумуляторы быстро садятся, в какой-то момент двигатель завести не удается, причем это происходит абсолютно неожиданно.

Еще один совет заключается в том, что если батарею нет возможности сменить через 4 года, АКБ нуждается в постоянной диагностике, чтобы заметить проблемы на начальном этапе.

Дата производства аккумулятора: на что обратить внимание

При выборе АКБ важно не только учитывать габариты, полярность аккумулятора, пусковой ток и другие параметры, но и на год выпуска аккумулятора. Так вот, дата изготовления аккумулятора также определяет срок его службы. Как уже было сказано выше,  после изготовления даже новая батарея стареет, так как внутри постоянно протекают химические процессы.

Как правило, дата изготовления АКБ на аккумуляторах указывается самим производителем, при этом аккумулятор должен быть реализован в течение 6 месяцев. Другими словами, дата выпуска АКБ определяет срок хранения новой батареи. Если аккумулятору больше шести  месяцев с даты изготовления, от такой покупки лучше отказаться.   


Сам год аккумулятора и месяц изготовления  указывается в виде кода, который начинается с латинской буквы (месяц) и цифры (год). В качестве примера, литера А укажет на январь, литера В на февраль, тогда как цифра 0 говорит о том, что АКБ произведен в 2000 году, цифра 1 в 2001 году и т.д.

Еще добавим, что кроме «свежести» батареи, желательно также отдельно изучить такие параметры, как ток холодного запуска (возможность аккумулятора к  прокручиванию коленвала ДВС  при минус17 градусах в условиях сниженного заряда АКБ), а также резерв его мощности. Кстати, данные по резерву найти сложнее,  при этом данный параметр определяет, сколько АКБ проработает, если на него не будет поступать заряд от генератора.

Полезные советы

Обратите внимание, что глубокие разряды аккумулятора могут стать причиной преждевременного выхода из строя даже относительно нового изделия высокого класса.

Также снижение плотности электролита зимой приводит к тому, что раствор замерзает, разрушаются пластины и т.д. С учетом того, что с наступлением холодов нагрузки на АКБ растут, батарея, нормально работающая летом, может выйти из строя при первых заморозках. В связи с этим лучше обслужить или сразу поменять старый аккумулятор еще до наступления холодов.


Также специалисты рекомендуют на обслуживаемых АКБ, которым больше 1 года,  регулярно контролировать уровень и состояние электролита, оценивая прозрачность и плотность электролита. Если электролит помутнел, почернел и т.д., это зачастую указывает на то, что пора готовится к замене АКБ.

Что касается проверки тестером, диагностические процедуры должны выполняться  на полностью заряженной батарее, клеммы и выводы должны быть очищены. Почистить выводы можно пищевой содой и водой.

Также следует  осматривать батарею визуально, не допускается вздутие АКБ, наличие трещин корпуса, потеки электролита,  появление стойкого сернистого запаха. Если это так, тогда аккумулятор сильно перегревается.

Подведем итоги

Как видно, с учетом приведенной выше информации сложно сказать, сколько аккумуляторов потребуется сменить за 100 тыс. км. пробега или за 5 лет эксплуатации авто. В одних случаях может быть достаточно даже 1 батареи, тогда как в других может потребоваться сменить 2-3 или даже больше.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно прикурить один автомобиль от другого. Из этой статьи вы узнаете, как прикурить аккумулятор безопасно, а также какие особенности данной процедуры следует обязательно учитывать, чтобы снизить риски повреждения электрооборудования.


Срок службы аккумулятора в разных условиях сильно отличается, напрямую зависит от количества циклов заряда-разряда,  климатических условий в регионе, исправности самого авто и т.д. По этой причине в каждом случае нужно отдельно принимать во внимание рассмотренные выше особенности, чтобы точнее понимать, когда менять аккумулятор в машине.

Напоследок отметим, что от особенностей эксплуатации сильно зависит срок службы АКБ. Например, короткие поездки, простои в зимний период, неправильная зарядка и т.п. сокращают срок службы аккумулятора на 30-40%. Также нужно следить и за общим состоянием батареи, так как окисление клемм, коррозия и течь электролита не добавят батарее ресурса.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде