Колесные диски, типы, проверка радиального и бокового биения диска


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Колеса любого автомобиля состоят из двух основных элементов — колесного диска и шины. Колесные диски по типу изготовления делят на штампованные, литые, кованые и сборные.

Колесные диски, типы, преимущества и недостатки, параметры, маркировка, проверка радиального и бокового биения колесного диска.

Штампованные колесные диски.

Штампованные колесные диски, это самый бюджетный и простой в изготовлении тип дисков. Такие колесные диски изготавливаются из прокатной углеродистой стали путем штамповки отдельно обода и лицевой части и их последующего соединения сваркой. После изготовления штампованные диски как правило окрашиваются эмалью.

Преимущества штампованного колесного диска:

— Дешевизна.


— Ремонтопригодность.

При ударе штампованные колесные диски в большинстве случаев мнутся, частично гася силу удара приходящегося на подвеску. Таким образом, деформируясь, диск в некоторых случаях спасает подвеску автомобиля от серьезных поломок. Причем впоследствии поврежденный диск можно отремонтировать.

Недостатки штампованного колесного диска:

— Мягкость.


— Большой вес.


— Утилитарный дизайн.


— Слабая защищенность от агрессивной внешней среды.

Вес штампованного диска обычно превышает таковой у литого диска в среднем на 15-30%. Таким образом большая неподрессоренная масса приводит к ухудшению динамики автомобиля и увеличению расхода топлива.

Литые колесные диски.

Литые колесные диски изготавливают путем литья в заранее заготовленную матрицу. Иногда такие диски называют легкосплавными. В отличии от штампованных стальных дисков они изготавливаются из легких сплавов. Как правило, алюминиевых, магниевых и титановых. После изготовления литые колесные диски могут дополнительно окрашиваться, полироваться или покрываться лаком.

Преимущества литого колесного диска:

— Меньшая масса, по сравнению со штампованным диском.


— Большая прочность.


— Коррозионная стойкость.


— Эстетичный и разнообразный дизайн.

Литые колесные диски способны выдержать без деформации гораздо большую нагрузку, чем штампованные. Они не ржавеют даже при повреждении поверхности.

Недостатки литого колесного диска.

— Низкая пластичность.


— Относительная хрупкость.


— Высокая стоимость.


— Сложность ремонта.

Хрупкость, это обратная сторона прочности литого колесного диска. Он выдержит более сильный удар, чем штампованный диск, но если сила удара значительна и превысит прочность диска, то он в большинстве случаем не помнется, а скорее даст трещину или вообще расколется на несколько частей. Еще одна обратная сторона прочности — любой удар в полной мере передается на подвеску автомобиля.

Кованые колесные диски.

Кованые колесные диски изготавливаются путем объемной штамповки и последующей механической обработки. Материал таких дисков — легкие алюминиевые сплавы с содержанием магния и титана.

Преимущества кованого колесного диска:

— Хорошая легкость и прочность.


— Пластичность.


— Отличный внешний вид изделия.

Технология изготовления кованого колесного диска обеспечивает ему еще меньший вес и еще большую прочность по сравнению с литым диском. Еще одно важное свойство кованого колесного диска – пластичность. При сильном ударе он, как правило не трескается, а мнется. Это облегчает возможность его восстановления.

Недостатки кованого колесного диска:

— Высокая стоимость.

При этом найти оригинальные кованые колесные диски довольно сложно. На рынке очень много подделок. Немалая часть предлагаемых в продаже кованных дисков, это обычные литые диски с поддельными маркировками. А отличить кованный диск от литого довольно сложно.

Сборные колесные диски.

Сборные колесные диски, это самый редкий и дорогой вид колесных дисков. Их главная особенность заключается в том, что они состоят из нескольких частей.

— Обод.


— Лицевая часть (диск). Она крепится к ободу болтами.

Диск в сборе имеет:

— Бедлоки (beadlock). Они фиксируют обод покрышки.


— Таерлок (tirelock). Он предотвращает разбортировку колеса.

Болты используемые в сборных колесах, как правило, изготавливаются из титанового сплава. Так как они должны иметь очень высокую прочность.

Преимущества сборного колесного диска:

— Вариативность его состава.

Разные элементы сборного диска можно изготовить из разных материалов, а впоследствии заменить при необходимости. Например, обод будет кованый, из алюминиевого сплава, а лицевая часть (сам диск) из более прочного титанового сплава. Поврежденный обод при ремонте можно заменить, сохранив лицевую часть, или наоборот.

Параметры колесного диска.

Маркировка колесных дисков.

Маркировка колесного диска, например, 5,50Jx16H2 расшифровывается следующим образом:

5,50 — ширина профиля обода в дюймах.


J — форма бортовой закраины обода (J-образная).


16 — диаметр обода в дюймах.


Н2 — глубокий обод с кольцевыми поясками на посадочных полках. Хампы на обеих посадочных полках обода.

Проверка радиального и бокового биения колесных дисков.

Закрепите колесный диск без шины на оси балансировочного устройства. Установите измерительный наконечник стрелочного индикатора сначала на радиальную, а затем на боковую внутреннюю поверхность диска, на которые опирается борт шины.

Поверхности измерения радиального и бокового биения колесного диска.

Руками медленно проворачивайте диск балансировочного устройства, одновременно снимая показания индикатора. При этом не учитывайте отклонения стрелки индикатора от местных выступов или углублений на диске.

Максимальное биение стального колесного диска:

Н = 0,8; S = 1,0 мм.

Максимальное биение легкосплавного колесного диска:

Н = S = 1,5 мм.

Если максимальное значение радиального и бокового биения больше указанных выше значений, то колесный диск желательно заменить.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде