Лучшие тормозные колодки для автомобиля: устройство, особенности и подбор тормозных колодок


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Лучшие тормозные колодки для автомобиля: устройство, особенности и подбор тормозных колодок

Как известно, тормозная система автомобиля является одним из важнейших узлов. По этой причине необходимо постоянно контролировать эффективность работы тормозов, а также качественно, своевременно и грамотно  обслуживать систему и выполнять ремонт при такой необходимости.

С учетом того, что сегодня на рынке представлено большое количество изготовителей деталей для авто, такое разнообразие часто становится причиной определенных трудностей при подборе. Главное, при необходимости выбрать колодки, учитывать ряд особенностей, требований и правил.

Колодка тормозная передняя и задняя: деление по классам

Начнем с того, что все детали, в том числе и тормозные колодки, могут быть оригинальными, а также аналогами высокого, среднего или низкого класса. При этом важно понимать, что не всегда самое дороге решение будет оптимальным вариантом, то есть какие тормозные колодки лучше. Давайте разбираться.

  • Прежде всего, тормозные колодки, поставляемые на конвейеры, в полной мере соответствуют тем требованиям, которые выдвигает сам автопроизводитель. При этом если знать фирму-изготовителя и покупать те же самые изделия, но на рынке запчастей, такие колодки не будут уступать заводскому варианту по качеству, но выйдут немного дешевле. Минус только в том, что такие колодки редко попадают в свободную продажу.

Следующий тип – более доступные по цене решения. Само собой, более низкого качества и рассчитанные на свободную продажу в качестве запчастей. Такой тип колодок на 40-60% дешевле, чем то, что ставят на конвейере или реализуют отдельно в премиальном сегменте.

Последний вариант – дешевые колодки, которые массово производят как крупные, так и малоизвестные  производители. Для их производства используются простые смеси. Основное преимущество – низкая цена (на 70-80% по сравнению с оригиналом и качественными аналогами).

Тормозная колодка: устройство и особенности

Итак, сразу отметим, что решения высокого класса имеют обозначение ECE R90. Это указывает на сертификацию в странах ЕС и предполагает высокое качество. Однако на рынке встречаются подделки, так что ориентироваться на этот показатель не стоит. Можно купить колодки тормозные задние ил передние якобы в фирменной упаковке и с сертификатом дорого, однако, на деле это может оказаться дешевый вариант сомнительного качества.

Идем далее. Чтобы убедиться в качестве изделия, нужно проводить визуальный осмотр и обращать внимание на  конкретные детали. Первое, колодки тормозные передние или задние  не должны иметь трещин. Единственное, мелкие трещинки в 2-3 мм на изделиях среднего и низкого класса допустимы, но не более того.


Еще важно смотреть и на опорную пластину, не должно быть деформаций,  фрикционный материал должен быть плотно прикреплен к стальной основе, толщина тормозных колодок не должна вызывать подозрений.

Также не допускаются явные сколы и сильные неровности. Не стоит слушать продавцов, что все дефекты потом притрутся.  Лучше сразу приобретать качественно изготовленный вариант.  

  • Что касается устройства тормозной колодки, сама колодка представляет собой основу из металла и фрикционную накладку тормозные накладки. Фрикционный материал «приклеен» к такой основе. Однако есть производители, которые еще внедряют между металлом и накладкой прослойку (например, колодки Феродо ThermoQuiet).

На деле, это простые колодки, но прослойка поглощает избытки тепла, чтобы от колодки нагрев не передавался на суппорт и тормозная жидкость не кипела. Получается, такая тормозная колодка нагревается, но менее интенсивно переносит нагрев на тормозную систему. 

Если рассматривать состав фрикционных накладок, то можно выделить большое разнообразие компонентов: асбест, графит, углероды, оксиды, борат и т.д. Еще есть добавки, устраняющие писк и скрежет при торможении. Скрепляется все это при помощи особых смол. Также колодки часто армируют кевларовым волокном или сталью. Также есть и керамические накладки.


Кстати, на гражданских авто основная задача колодок кроме эффективного торможения еще и сводится к тому, чтобы увеличить срок службы, а также минимизировать износ тормозного диска. Для этих целей  производители меняют состав, используют уникальные технологии, вносят коррективы и доработки. Например, более дорогие колодки сегодня не содержат асбест, тогда как его активно используют при производстве более дешевых версий.

Также при выборе (особенно если нужны передние тормозные колодки), важно обращать внимание на рабочие температуры и коэффициент трения.  Причина — при торможении именно передние колодки загружаются, в среднем,  на 60-70%, тогда как задние всего на 30-40%.

Если для простой машины, которая эксплуатируется в щадящем режиме, достаточно колодок с рабочей температурой  350 градусов Цельсия, то для спорткаров колодки рассчитаны на нагрев до 1000 градусов!

Однако важно понимать, что прогрев спортивных накладок наступает с отметки в 200 градусов. Это значит, дорогие спортивные колодки не эффективны на гражданских авто в условиях штатной эксплуатации. Даже с учетом того, что коэффициент трения у спортивных версий  не ниже 0.5, однако при нагреве менее 200 градусов показатель не выше 0.2.

В свою очередь, обычные колодки имеют коэффициент трения колодок около 0.3 единиц, чего для обычной езды вполне достаточно. Главное, помнить, что во время длительных и активных торможений коэффициент снижается.


Если это становится проблемой, кроме колодок нужно позаботиться об охлаждении тормозов в целом (например, поставить вентилируемые тормозные диски и колесные диски, которые максимально «открыты» и позволяют воздуху хорошо обдувать элементы тормозной системы).

Еще добавим, что колодки тормозные задние, в отличие от передних, зачастую менее нагружены и служат дольше. Особенно это актуально для машин, где спереди стоят дисковые тормоза, а сзади барабанные. Как правило, на 60-70% тормозят именно передние колодки. Так вот, если нужны задние колодки, лучше не экономить и взять более дорогое решение хорошего качества, чтобы не пришлось часто разбирать барабаны и менять колодки в барабанных тормозах каждые 25-30 тыс. км.

Какие лучше купить тормозные колодки: производители

Как уже было сказано выше, сегодня производители тормозных колодок предлагают огромное количество решений, разных как по цене, так  и по качеству. Однако если отбросить спортивные варианты и дорогой оригинал, на практике можно выделить колодки TRW, Ferodo, Brembo, ATE, Bosch, Hi-Q и т.д.

Каждый производитель имеет как плюсы, так и минусы. Например, АТЕ или Brembo означает высокое качество. Соответственно, такой же будет и стоимость. При этом допустимый нагрев тормозных колодок до 800 градусов обеспечит стабильную работу даже при активном торможении. В свою очередь, для гражданских авто такие показатели попросту не нужны.


По этой причине водители часто выбирают бюджетную линейку (TRW колодки, Hi-Q, а также доступные предложения Ferodo). На деле, это лучшее соотношение цены и качества, что хорошо подходит для активных водителей гражданских авто.

Отметим, что еще некоторые из указанных производителей также  выпускают кроме колодок и другие элементы тормозной системы, а не только задние тормозные колодки или передние. Это значит, что при необходимости можно купить тормозные диски или барабаны вместе с колодками одной марки. На практике, такие решения можно считать оптимальными.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему педаль тормоза стала твердой или мягкой. Из этой статьи вы узнаете, по каким причинам педаль тормоза становится твердой или слишком мягкой, снижается эффективность торможения и т.д.

Также нужно учесть, что на разных авто одни и те же колодки могут также работать не одинаково. Если машина тяжелая и мощная, тогда следует принять во внимание эти особенности. Более того, на версиях с АКПП приходится чаще пользоваться тормозами и нагревать их, в отличие от машин на «механике», где дополнительно удается тормозить двигателем. По этой причине, прежде чем купить колодки, отзывы на профильных форумах часто помогают подобрать лучший вариант для авто конкретной модели и марки.

В свою очередь, тормозные колодки передние можно взять и подешевле, если речь идет о гражданских авто, которые эксплуатируются в спокойном режиме (например, в городе скоростной режим сильно ограничен). Так как замена на дисковых тормозах (как передних тормозных колодок, так и задних) не отличается сложностью, особых проблем в этом случае не возникает, в отличие от барабанных тормозов.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что колодки передние или задние условно можно разделить на два типа: гражданские и спортивные. Так вот, спортивные решения дорогие и отличаются лучшими характеристиками, но это не всегда является преимуществом на гражданских авто.


Более того, есть колодки, которые и вовсе не предназначены для обычной езды, так как их нужно прогревать, чтобы получить необходимый коэффициент трения. Получается,  для спортивного авто следует присматривать керамические колодки и такие решения, которые быстро притрутся к диску. При этом для гражданской машины, особенно бюджетной, такие колодки не нужны и вполне достаточно обычных решений среднего класса, рассмотренных выше.

Напоследок отметим, что рынок тормозных колодок сегодня расширен максимально, так что почти каждый производитель в ассортименте  имеет как более доступные варианты, так и эксклюзивные дорогостоящие решения. Так или иначе, рассмотрев особенности и учитывая приведенные выше нюансы, даже у рядового автолюбителя  после прочтения данной статьи  больше не возникнет проблем при выборе тормозных колодок для автомобиля. 


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде