Маркировка шин и расшифровка их обозначений


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Маркировка шин и расшифровка их обозначений

Колесо в автомобиле является относительно простым и одновременно важнейшим элементом в устройстве колесного транспорта. При этом сегодня колесо авто состоит из колесного диска и шины (покрышки). Сама шина непосредственно контактирует с дорожным покрытием, амортизирует, отвечает за устойчивость, управляемость, эффективность торможения и т.д. 


Различные производители выпускают большое количество всевозможных моделей автомобильных шин. Отдельно учитывается типоразмер шин, сезонность, условия эксплуатации, целевое назначение, максимальные скорости и нагрузки, которые способна выдержать шина, а также ряд других параметров.

Как правило, основные характеристики шины наносятся на покрышку в виде маркировки. Другими словами, если известна маркировка шин, расшифровка для легковых автомобилей и других видов транспорта нанесенных на покрышку обозначений необходима для максимально точного подбора резины на авто. Далее мы подробно рассмотрим, что означают обозначения на шинах.

Шинная маркировка: классификация шин по буквам, цифрам и другим обозначениям

Итак, маркировка шин автомобиля представляет собой набор буквенных и цифровых обозначений. Расшифровка маркировки шин позволяет получить полную информацию о той или иной шине автомобиля. Зачастую после расшифровки можно узнать:

  • производителя;
  • тип и модель протектора;
  • индекс скорости и нагрузки шины;
  • особенности конструкции;
  • типоразмер шин (ширина, высота профиля шины, диаметр обода);

Дополнительная маркировка шины указывает на сезонность, страну — производителя, дату изготовления шины, направление вращения, место установки покрышки и т.д. При этом на практике большинству автолюбителей  для точного подбора резины на авто будет достаточно знать об основных параметрах.

Размеры шин: расшифровка

Прежде всего, важнейшим параметром шины является типоразмер. Например, обозначение размера шины 185/60R14 указывает на следующее:

  • ширина профиля (расстояние между наружными боковинами шины) составляет 185 мм;
  • процентное соотношение высоты профиля к его ширине составляет 60%. Получается, 185 Х 60 будет равняться 111 мм, а дальнейшие вычисления указывают, что высота профиля такой шины составляет 120мм;  
  • литера R означает «Radial» (радиальная шина). Ошибочно полагать, что это всего лишь радиус покрышки. На самом деле, буква R на шине означает тип ее конструкции;
  • цифровое обозначение 14 указывает на монтажный диаметр обода (измеряется в дюймах и миллиметрах). Фактически, это внутренний размер шины или наружный размер колесного диска;

Еще добавим, что отношение высоты профиля к ширине определяет высоту всей шины. Также нужно учитывать, чем больше окажется этот показатель, тем выше будет профиль шины и сама шина. Если же показатель меньше, в этом случае профиль шины ниже. Обратите внимание, снижение показателя до отметки 50% и меньше означает, что такая шина низкопрофильная.


Параллельно отметим, что профиль шины является относительной величиной, что нужно отдельно учитывать при подборе покрышек. Например, если вместо 195/65/ R15 поставить типоразмер 205/65 R15, шина станет не только шире, но и выше, так как 65% будет высчитываться уже от ширины 205, а не от 195.

Чтобы не допустить ошибок, лучше использовать шинный калькулятор при подборе. Также, если высчитываются размеры колес автомобилей, таблица, расшифровка и общее понимание обозначений в маркировке шин позволяет подобрать наиболее подходящий вариант под конкретный автомобиль. 

Кстати, бывает и так, что процентное соотношение высоты профиля к ширине на резине не указывается (например, 185/R14). В этом случае нужно понимать, что отношение равняется 80-82%, а сама такая шина полнопрофильная. Такую резину  обычно используют при условии больших нагрузок на колеса, ставя полнопрофильные шины  на легкие грузовики и микроавтобусы.

Если же говорить о литере R, радиальная конструкция шины сегодня самая распространенная, однако встречается и диагональная конструкция D (нити корда в слоях каркаса уложены от борта к борту, причем по диагонали). Диагональная шина в отдельных аспектах имеет свои плюсы (например, такая резина при езде мягче радиальной), однако в целом эксплуатационные характеристики намного хуже по сравнению с R шинами.

Индекс нагрузки и скорости шины

При выборе покрышек также важно учитывать, что шины имеют индекс скорости, а также индекс нагрузки. Например, если индекс нагрузки оставляет 92, тогда это говорит, что допустимой максимальной нагрузкой на одно колесо является показатель в 630 кг.

Как правило, на легковых авто на данный параметр меньше обращают внимание (с учетом того, что обычно показатель указан с «запасом»). В то же время уровень предельных допустимых нагрузок на колесо очень важен для микроавтобусов и легких грузовиков.


Литера «T» представляет собой индекс скорости шины. Чем больше индекс скорости покрышки, тем с большей скоростью можно ездить. Другими словами, изготовитель покрышки гарантирует то, что шина сохранит целостность и будет нормально работать при  постоянном движении с максимальной скоростью по индексу. Получается, например, если нужно определить 88т шины, что это значит, индекс нагрузки на такую шину 560 кг, а ездить на ней можно со скоростью не выше 190 км/ч.

Для простоты, ниже приведена таблица индексов нагрузки шины, а также таблица индексов скорости шины:

Маркировка шин и расшифровка их обозначений

Дополнительные обозначения  в маркировке шины: на что обратить внимание

Кроме типоразмера, нагрузки и максимальной скорости для конкретной шины также существует и ряд других параметров. Первым делом, шины бывают зимними, летними и всесезонными. По этой причине нужно знать, что представляет собой маркировка зимних шин, а также как расшифровывается маркировка всесезонных шин или летних покрышек.

Итак, встречается обозначение M+S, M&S или маркировка m s на резине, что обозначает «грязь и снег» (от англ. mud + snow). Такие шины могут быть зимними или всесезонными. Также подобная маркировка встречается и на летней резине (обычно для внедорожников). При этом для зимы летние покрышки не подойдут, обозначение ms на летних покрышках говорит только о том, что резина хорошо подходит для езды по бездорожью.


Что касается зимних покрышек, состав резины и рисунок протектора шин для зимы отличается от летней резины. Обычно на зимнюю резину указывает значок в виде снежинки, который наносится на зимние шины.

Всесезонная резина обозначается AS (All Season, каждый сезон). Еще встречается маркировка всесезонных шин AW (Any Weather, в любую погоду). Также добавим, что значок в виде зонтика или надписи типа aquatred, aquacontact, water, aqua, указывает на то, что это особая дождевая покрышка, то есть шина рассчитана на езду по мокрой дороге.

Что означает XL в маркировке шин

Маркировка шин XL (Extra Load, большая загрузка) указывает на то, что это усиленная шина. Индекс нагрузки увеличен на три единицы по сравнению со стандартными шинами в таком же типоразмере.

Если иначе, даже с индексом нагрузки 92 и маркировкой XL, вместо 630 кг. такая шина выдержит 690 кг. Данные покрышки имеют усиленную боковину и более прочную конструкцию, что позволяет эксплуатировать резину в условиях более сильных нагрузок. 

Направленная и ненаправленная резина, бескамерные шины и другие обозначения

Прежде всего, на шинах можно встретить надписи Inside и Outside. Такая маркировка указывает на ассиметричные шины, при их установке на диск нужно следить за тем, какая сторона покрышки наружная и внутренняя. Надпись Outside должна быть снаружи, тогда как Inside внутри.

Надпись Rotation и/или  значок в виде стрелки на боковине показывает направление вращения шины, если такая шина направленная. При установке таких покрышек необходимо учитывать, что колесо должно вращаться только в том направлении, куда указывает стрелка. В противном случае резина может шуметь, сильно изнашивается, изменяются эксплуатационные характеристики. 

Если рассматривать покрышки с камерой и без, отдельного внимания заслуживают Tubeless шины, что значит бескамерная шина. Если такой надписи нет, шина должна использоваться вместе с камерой. Дополнительно может присутствовать надпись Tube Type, также указывающая на необходимость использовать камеру.


При выборе зимней резины нужно обращать внимание и на Studless шины (перевод «без шипов»). Фактически, это значит, что шина не подлежит ошиповке.  В то же самое время шины с надписью Studdable  можно оснащать шипами.

Надпись Max Pressure и цифровое обозначение указывает на то, какое максимальное давление допускается в данной шине, а надпись Max Load позволяет определить максимально допустимую нагрузку в кг. на колесо.

Усиленные покрышки обозначаются надписью RF (Reinforced). Также усиленная шина может иметь в маркировке литеру «С» после обозначения типоразмера (например, 205/85 R16C). Это говорит о том, что шина грузовая. Radial указывает на радиальную конструкцию шины, надпись Steel говорит о том, что в конструкции используется металлический корд.

Шины RSC или шины RunFlat (RunFlat System Component) представляют собой особые покрышки, на которых можно продолжить движение даже в том случае, если давление в шине полностью упало в результате прокола или пореза.

Допускается движение со скоростью не более 80 км/ч на расстояние до 150 км. Разные производители могут использовать различные обозначения для данной технологии (RFT, SSR, RunOnFlat, Run Flat, ZP и т.п.)

Надпись Temperature с литерами А, В, С указывают на то, насколько шина устойчива к нагреву при езде с высокой скоростью. Маркировка покрышки литерой А говорит о лучшем результате, тогда как C худший показатель. Точно такими же литерами А, В и С маркируется Traction, что отображает эффективность торможения шины на влажной дороге.  

Среди дополнительных обозначений на шинах можно выделить Treadwear. Маркировка указывает на расчетный пробег шины по стандартам и тестам, которые проводятся в Америке.


Обозначение TWI (Tread Wear Indiсatоrs) является индикатором износа протектора (иногда индикатор со стрелкой). Такие указатели находятся в нескольких местах по окружности шины, указывая на минимально допустимую высоту протектора.

Сам индикатор износа шины является выступом, высота которого 1.6 мм. Это и есть минимально допустимая величина протектора легковых авто. Такой индикатор расположен в глубине протектора, обычно его располагают в канавках водоотвода шины.

Также на шине можно увидеть обозначение DOT, где закодирован производитель покрышки, дата выпуска резины в виде недели и года, кодировка размера, сертификация и т.д.

Если видна литера E, заключенная в круг, тогда такая шина соответствует требованиям и стандартам ECE (требования европейские). Обозначение DOT указывает на то, что шина соответствует стандарту качества в США.

Как маркируются шины в США

Если приобретаются покрышки из Америки, нужно знать, что маркировка американских шин несколько отличается от уже рассмотренной выше европейской. Прежде всего, в США есть два типа маркировки шин.

Первый тип напоминает европейскую маркировку, однако перед типоразмером может быть литера «P» (Passanger, пассажирский), что указывает на шины для легковых авто. Литеры «LT» (Light Truck) говорят о том, что это шины для легких грузовых авто.


Второй тип маркировки отличается от европейских обозначений тем, что все размеры шины указаны в дюймах (например: 31×10.5 R15). Первое число представляет собой обозначение внешнего диаметра в дюймах, второе определяет ширину покрышки в дюймах, R говорит о том, что шина по конструкции радиальная, а число 15 определяет внутренний диаметр покрышки в дюймах.

При этом следует отметить, что в отличие от европейской маркировки, высота профиля шины указана четко. Европейская  же маркировка предполагает то, что высота меняется, то есть имеется зависимость от ширины автомобильной шины.

Получается, американская маркировка проще, так как первая цифра определяет внешний диаметр, вторая  обозначает фиксированную ширину покрышки, а третья является обозначением внутреннего диаметра.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что маркировка шины и целый ряд других обозначений  содержат в себе как основную важную информацию, так и дополнительную. Если основной является типоразмер, сезонность шин, индекс скорости и нагрузки, то дополнительной можно считать особенности конструкции корда и протектора, соответствие требованиям и стандартам и т.д.

Так или иначе, после прочтения статьи, а также изучения всех тонкостей и нюансов, при выборе шин  для автомобиля не должно возникнуть никаких проблем.  Единственное, следует помнить, что на машину крайне желательно устанавливать покрышки, типоразмер которых допускает к использованию сам производитель авто.


Другими словами, использование нестандартных размеров  резины может привести к ухудшению комфорта, управляемости и устойчивости, снижению эффективности торможения,  а также часто приводит к увеличению нагрузки на отдельные элементы ходовой части и рулевого управления.  Результат – худшая безопасность и активный износ деталей авто, а также необходимость более частого ремонта.

По этой причине покрышки необходимо тщательно подбирать  по типоразмеру, выбирая варианты, разрешенные производителем. Также шины нужно устанавливать по сезону, при выборе отдельно учитывать погодные, дорожные условия в регионе, особенности эксплуатации, нагрузки на колесо и т.д. Такой подход является залогом безопасности на дороге, а также уверенности за рулем и высокого уровня комфорта при езде на автомобиле.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде