Многоцелевые военные полноприводные автомобили Willys-MB


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Важнейшим достижением американской военной автомобильной индустрии периода Второй мировой войны являлось создание и организация массового производства Willys-MB, легкого многоцелевого полноприводного автомобиля класса 1/4 тонны с колесной формулой 4×4. В свое время он произвел настоящий переворот в военном деле и автомобильной технике, а в истории остался под кратким названием «Джип» (Jeep). 

Самая громкая слава его разработки и выпуска по праву принадлежала сравнительно малоизвестной компании Виллис-Оверленд (Willys-Overland) из Толидо, образованной еще в 1909 году. В ее программе эта универсальная и надежная машина имела маркировку Виллис-МВ (Willys-MB). А вариант, выпускавшийся параллельно корпорацией Форд (Ford), получил обозначение Ford GPW. Они стали самыми массовыми автомобилями Второй мировой войны, поступали в СССР по ленд-лизу и собирались на ряде советских предприятий.

Легкие многоцелевые военные полноприводные автомобили Willys-MB от компании Willys-Overland.

Главным и единственным достижением небольшой американской компании Willys-Overland являлся легкий универсальный автомобиль Willys-MB, вошедший в автомобильную и военную историю под названием «Джип». Он стал самой распространенной легкой многоцелевой машиной периода Второй мировой войны и первым в мире серийным полноприводным джипом, разделившим свою славу с идентичным, но менее известным вариантом Ford GPW.

Эту достаточно прочную и маневренную машину с 54-сильным мотором «Виллис-442» можно было приспособить для самых разнообразных военных нужд, перевозки и установки оборудования и вооружения. Окончание Второй мировой войны для компании Виллис, прочно привязанной к массовому производству одного простого армейского автомобиля, стало предвестником трудных времен.

С прекращением потока крупных военных заказов она так и не смогла создать ничего нового и оригинального. Долгое время модернизируя свой базовый вариант Willys-MB, превращая его в очередные практически одинаковые военные и гражданские модели, судьбы которых тесно переплелись между собой и перепутались.

Еще в 1944 году, в преддверии окончания войны, компания Виллис на шасси Willys-MB разработала свой первый опытный гражданский джип CJ (CiviliaJeep) или CJ1A без какой-либо военной атрибутики. 18 июля 1945 года она представила второй доработанный вариант CJ2, представлявший собой копию машины Willys-MB с измененной передней облицовкой и рядом несущественных модификаций.

С окончанием массового изготовления джипа Willys-MB из оставшегося запаса деталей было собрано 1824 гражданских версии CJ2, поступавших исключительно в сельское хозяйство США. В 1946-1948 годах серийно выпускался улучшенный вариант CJ2A, который стал поступать в войска для замены джипов Willys-MB.

Такие машины отличались семью более широкими вертикальными воздухозаборными прорезями в передней штампованной панели облицовки, вместо прежних девяти, на которой крепились также фары увеличенного диаметра и подфарники. Кроме того, на них имелись боковые подножки и съемный задний борт, запасное колесо крепилось вертикально на правой задней части кузова. На модели CJ2A рычаг переключения ступеней передач стоял непосредственно на коробке передач.

При этом никаких изменений в конструкции шасси не произошло. Более широкое применение получил следующий гражданский джип CJ3A, появившийся в конце 1940-х годов, когда началось первое послевоенное перевооружение армии США.

Потребности американских вооруженных сил и многочисленных союзников в таких машинах и привычка к джипам военных времен оказались столь сильными, что в 1950 году на чуть доработанном гражданском автомобиле CJ3A началось изготовление нового армейского джипа Willys-MB, более известного под военным индексом M38.

Практически такая же метаморфоза произошла и со следующим более известным и солидным вариантом Willys-MD, имевшим стандартизованное армейское обозначение M38A1 и унифицированным по агрегатам с внедорожником CJ3B с модернизированным двигателем повышенной мощности. На его базе выпускался также экспортный вариант M606, предназначенный в основном для поставок в разные страны мира и сборки на местах по многочисленным лицензиям.

Впоследствии военные машины M38A1 в свою очередь послужили основой более комфортных гражданских внедорожников CJ5 и CJ6, остававшихся в производстве до 1980-х годов, причем в конце 1950-х модель CJ5 в свою очередь стала базой обновленного джипа M606A1.

Со второй половины 1940-х годов в вооруженные силы США поступали также доработанные варианты гражданских грузопассажирских автомобилей Стэйшн Вэгон (StatioWagon) и однотонных пикапов, оборудованных моторами и агрегатами, истоки которых также уходили к серии Willys-MB.

Столь глубокая взаимозаменяемость и многообразие моделей, конструктивно не отличавшихся друг от друга, отражали вовсе не динамичное прогрессивное развитие Willys-Overland, а скорее тяжелое положение компании, не способной самостоятельно создать принципиально новую технику.

28 апреля 1953 года ее выкупила промышленная корпорация Кайзер Индастриз (Kaiser Industries), превратив в свое отделение Кайзер-Виллис (Kaiser-Willys Division), но пока сохранив прежнюю торговую марку.

Приток финансовых инвестиций позволил Kaiser-Willys Divisioвзяться за разработку новых автомобилей. Развитием опытных работ конца Второй мировой войны стала легкая авиадесантируемая транспортная тележка «Механический мул» (Mechanical Mule). Но попытка внедрения однотонной бескапотной гаммы многоцелевых военных машин серии FC так и не удалась. С появлением в начале 1960-х годов более совершенного джипа M151 компании Форд финансовое положение Kaiser-Willys Divisioстало резко ухудшаться.

Эта марка прекратила существование в 1963 году, когда отделение Kaiser-Willys Divisioбыло преобразовано в компанию Кайзер Джип. Впоследствии она перешла в распоряжение концерна Америкэн Моторс. В настоящее время прямым наследником Willys-Overland остается американская компания Джип (Jeep), занимающаяся выпуском дорогих внедорожников.

По материалам книги «Армейские автомобили НАТО», Е. Кочнев.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде