Модификации армейского джипа Ford M151, варианты M151A1, M1512


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Самым слабым местом джипа Ford M151 стала не традиционная независимая задняя подвеска, поэтому две последующие модернизации этого узла стали поводом для запуска в производство в 1964 и 1969 годах новых вариантов M151A1 и M151A2 соответственно. 

Модификации армейского джипа Ford M151, варианты M151A1 и M151A2, характеристики и особенности конструкции.

Джип M151A1 практически не отличался от базовой модели, но внешне его можно опознать по указателям поворотов, вмонтированных в боковины капота. Второй джип M151A2 с переделанной задней подвеской снабжался цельным лобовым стеклом с омывателями, электрическим топливным насосом, телескопической рулевой колонкой, 60 литровым топливным баком и боковыми фонарями, встроенными в выемки передних крыльев. На этих версиях несущественно возросли длина, ширина и собственная масса (на 76 и 95 кг), клиренс сократился до 240 мм.

Максимальная скорость модели A1 уменьшилась всего на 2 км/ч, но на A2 сократилась до 90 км/ч. Заказной вариант M151A2LC с повышенными тягово-сцепными качествами был укомплектован 3-х ступенчатой коробкой передач и обычной двухступенчатой раздаточной коробкой.

Все джипы серии M151 служили для установки пулеметов разных калибров, гранатометов, безоткатных орудий и противотанковых ракет. При поставках в бывшие британские колонии их снабжали правосторонними органами управления и доработанными световыми приборами, а также вооружением местного производства.

На этих джипах испытывали различные виды шин, пневматические катки, колеса с гребными лопастями и комплекты для преодоления глубоких водных преград, четырехгусеничный движитель Una-Track и 75-ти сильный газотурбинный мотор Williams. На шасси M151 базировались штабные машины M107 и M108 с дополнительными источниками тока и мощными радиостанциями, смонтированными на месте заднего сиденья и обращенным назад сиденьем оператора.

А также санитарный вариант M718, идентичный модели M170, но построенный на нормальном шасси Ford M151 с усиленным каркасом над кузовом и задним откидным бортом. Специальное шасси M151A1C с усиленной ходовой частью и доработанным кузовом применялось для монтажа легких зенитных пушек. И в качестве опытной самоходной установки XM29 образца 1962 года с безоткатным орудием калибра 106 мм.

На последнем варианте имелись два коротких откидных лобовых стекла, в пространстве между которыми в транспортном положении помещалось пушечное дуло. Наиболее интересными вариантами джипа являлись экспериментальные машины нетрадиционных конструкций и назначения.

В 1958—1959 годах проводили испытания опытного трехосного варианта XM408 (6×6) грузоподъемностью 750 килограмм с удлиненным тентом и задней рессорной подвеской, фактически являвшегося развитием модели «Виллис Супер Джип» военного времени. Он был выполнен на предсерийном шасси M151E2 с удлиненной рамой, в задней части которой смонтировали второй задний ведущий мост.

Этот джип с цельнометаллической грузовой платформой планировалось использовать в качестве легкой ремонтно-эвакуационной машины. Для чего в его передней и задней частях предусматривалась установка кран-балки с приводом от лебедки автомобиля. Его масса составила 1300 кг. В 1960-е годы джип испытывался с вездеходными широкопрофильными шинами размером 9,00/9,50—16.

В 1956 году на опытном 70-ти сильном шасси XM151E с двухступенчатой раздаточной коробкой в мастерских Детройтского арсенала был построен экспериментальный однотонный вариант XM384 (8×8) с открытым цельнометаллическим кузовом и задней рессорной подвеской, испытывавшийся в сцепе с одноосным прицепом грузоподъемностью 250 кг. Масса машины достигала 1778 кг, габаритная длина — 4058 мм.

В 1958-1959 годах этот вариант, переоборудованный легким алюминиевым кузовом и широкопрофильными шинами, проходил испытания на плаву при форсировании неглубоких водных преград.

Корпорация Ford выпускала базовый джип Ford M151 и все его варианты до 1978 года, но с 1963-го его параллельно собирала фирма Кайзер Джип, а с 1971-го — АМ Дженерал. Единичный выпуск последней модели M151A2 эта компания осуществляла до конца 1980-х годов.

По материалам книги «Армейские автомобили НАТО». Е. Кочнев.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде