Обслуживание диафрагменного сцепления УМЗ-421, проверка состояния


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Обслуживание диафрагменного сцепления двигателя УМЗ-421 заключается в замене накладок ведомого диска при их износе, проверке крепления картера сцепления и периодическом сливе конденсата из картера сцепления через пробку в его нижней части. 

Обслуживание диафрагменного сцепления УМЗ-421.

О степени изношенности фрикционных накладок можно судить по расстоянию между маховиком и нажимным диском при включенном сцеплении. Если это расстояние составляет менее 6 мм, то следует снять ведомый диск для осмотра и замены фрикционных накладок. Рекомендуется при этом по возможности заменить ведомый диск в сборе с накладками. Расстояние между маховиком и нажимным диском следует проверять через 80 000-90 000 километров пробега.

Возможные неисправности диафрагменного сцепления УМЗ-421.

В процессе эксплуатации двигателя УМЗ-421 ведущий и ведомый диски сцепления не требуют каких-либо видов специального обслуживания и регулировок. Однако при эксплуатации могут возникать неисправности сцепления, связанные с нарушением функций ведомого или ведущего дисков. Аналогичные или похожие признаки могут проявляться и при неисправностях в приводе сцепления.

Неполное выключение сцепления, сцепление «ведет».

— заедание ступицы ведомого диска на шлицах вала коробки передач


— деформирован ведомый диск


— потеря упругости соединительных пластин ведущего диска

Неполное включение сцепления, сцепление буксует и ощущается специфический запах.

— замасливание фрикционных накладок ведомого диска


— чрезмерный износ до заклепок фрикционных накладок, рабочих поверхностей маховика и нажимного диска


— заедание нажимного диска


— перегрев сцепления в следствии длительного буксования

Не плавное включение сцепления, рывками и вибрацией.

— замасливание фрикционных накладок ведомого диска


— износ до заклепок фрикционных накладок


— износ плоскости маховика или плоскости нажимного диска

Вибрации и шумы в трансмиссии при движении автомобиля.

— заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведущего вала


— износ до заклепок фрикционных накладок


— потеря упругости пластинчатых пружин ведомого диска


— поломка или износ деталей демпферного устройства ведомого диска

Проверка состояния деталей и обслуживание диафрагменного сцепления УМЗ-421, ремонт сцепления.

Обслуживание диафрагменного сцепления необходимо начинать с очистки и мойки его деталей, а затем произвести осмотр, обратив внимание на надежность заклепочных соединений, отсутствие погнутости, изношенности, трещин, забоин и обломов на ведущем и ведомом дисках, пружинных пластинах, опорных вилках, пружинах, ступице, кожухе и других деталях.

При наличии на маховике задиров и кольцевых рисок его необходимо снять с двигателя для восстановления поврежденной поверхности. Ее можно восстановить проточкой и шлифовкой. Снятие маховика производиться после отворачивания болтов крепления маховика легким постукиванием по его торцу с одновременным поворачиванием коленчатого вала. С целью сохранения прочности уменьшать толщину маховика при восстановлении поверхности механической обработкой более чем на 1 мм не рекомендуется.

При установке маховика на двигатель необходимо совместить отверстия на фланце маховика и фланце коленчатого вала, установить стальную шлифованную шайбу болтов маховика и равномерно затянуть семь самоблокирующихся болтов моментом 79-89 Нм (8.0-9.0 кгсм).

Проверка и регулировка ведущего диска сцепления.

Ведущий диск в процессе эксплуатации не ремонтируется, а при его выходе из строя заменяется новым. Поверхность нажимного диска при наличии на них задиров и кольцевых рисок можно восстановить проточкой и шлифовкой. При отсутствии на ведущем диске видимых повреждений, прижогов, износа более 0.3 мм на рабочей поверхности нажимного диска и на концах лепестков диафрагменной пружины оценить его состояние можно следующим образом :

— закрепить ведущий диск на плите или на маховике, равномерно по окружности поместив между ними шаблон ведомого диска или три шайбы толщиной 9 мм для диска 4173.1601090 автомобиля УАЗ и толщиной 8 мм для диска 406.1601090 автомобиля ГАЗель

— проверить положение лепестков диафрагменной пружины, для чего замерить расстояние от торца маховика до конца лепестков, оно должно быть равно 43+-1.5 мм, отклонение лепестков от одной плоскости должно быть не более +-0.65 мм, при большем отклонении от плоскостности можно лепестки диафрагменной пружины слегка подогнуть

— при перемещении концов диафрагменной пружины на 8.5 мм ход нажимного диска должен быть не менее 1.3 мм

— извлечь шаблон или шайбы из-под диска и замерить усилие на лепестках при расстоянии между поверхностью маховика и нажимным диском 6 и 8 мм. В обоих случаях оно должно находиться в пределах 186-200 кгс.

Замена фрикционных накладок сцепления на ведомом диске.

Замена фрикционных накладок ведомого диска производится в том случае, если в накладках образовались трещины или выработались отверстия для заклепок, а также если накладки изношены так, что от поверхности трения до головок заклепок осталось менее 0.3 мм. Как правило, в случае замены одной накладки следует заменять и другую.

Для замены накладок осторожно высверлите крепящие их заклепки, диаметр стержня заклепки 4 мм, и выньте остатки заклепок так, чтобы не повредить пружинных пластин диска. При сборке ведомого диска сцепления необходимо приклепать фрикционные накладки к пластинчатым пружинам алюминиевыми заклепками диаметром 4 мм и длиной стержня 7 мм.

Перед закреплением вставьте все заклепки в отверстия соединяемых деталей, а затем приклепайте фрикционные накладки к пластинчатым пружинам. После развальцовки на головках заклепок не должно быть надрывов и трещин, расстояние от головок заклепок до поверхности новых накладок должно быть на менее 1 мм.

Толщина ведомого диска в свободном состоянии не должна превышать 10 мм. Биение фрикционных поверхностей накладок по наружному диаметру относительно шлицевого отверстия не должно превышать 0.7 мм. При больших величинах биения, диск необходимо править, иначе сцепление будет вести.

Ведомый диск с новыми накладками необходимо подвергнуть статической балансировке, применяя специальные балансировочные грузики, которые вставляют в отверстия пластины ведомого диска и расклепывают. Количество грузиков должно быть не более трех. Головки грузиков должны быть расположены со стороны фрикционного гасителя крутильных колебаний. Допустимый дисбаланс ведомого диска должен быть не более 18 гсм.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде