Обвинение водителя в превышении скорости движения, советы


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

За превышение допустимой скорости движения законодательством Украины предусмотрено наказание в виде штрафа или общественные работы. Если при этом возникла аварийная ситуация, штраф увеличивается. Или нарушителя могут лишить права управления автомобилей сроком от 6 до 12 месяцев. 

Обвинение водителя в превышении скорости движения, мифы и реальность, юридические аспекты и советы.

Обвинить вас в создании аварийной обстановки вследствие превышения допустимой скорости движения инспектор ГАИ не может просто так, по своему желанию. Признаком создания аварийной ситуации является наличие факта принуждения других участников дорожного движения к резкому изменению скорости, направления движения или совершению иных действий по обеспечению личной безопасности или безопасности других граждан.

Эти действия должны подтверждаться фактическими данными, а именно:

— Объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, свидетелей.


— Показаниями технических приборов и средств фото и видеонаблюдения.


— Другими документами.

Без наличия надлежащих доказательств обвинить водителя в создании аварийной обстановки инспектор ГАИ не может. В соответствии с определениями ПДД, обязанность водителя по соблюдению скоростного режима для населенных пунктов наступает не с места установки знака с названием этого населенного пункта, а с места, где фактически начинается (или заканчивается) его застройка.

Обвинение водителя в превышении скорости движения, советы

Временные и постоянные ограничения скорости движения.

Дополнительные ограничения скорости движения могут вводиться временно и постоянно. При этом вместе с дорожными знаками, ограничивающими скорость движения, должны быть установлены знаки, информирующие о характере опасности или о приближении к соответствующему объекту. Временные ограничения вводятся исключительно в местах проведения дорожных работ или массовых мероприятий (митинги, публичные концерты, шоу), а также по причине стихийных или погодных явлений.

Постоянные ограничения вводятся исключительно:

— На опасных участках дорог и улиц (опасные повороты, места дорог с ограниченной видимостью, сужение дороги и т.п.).


— В местах размещения наземных нерегулируемых пешеходных переходов, стационарных постов ГАИ.


— На участках дорог или улиц, прилегающих к территориям дошкольных и общеобразовательных учебных заведений, детских оздоровительных лагерей.

В случае если дорожные знаки ограничения скорости движения установлены с нарушением требований ПДД, или с нарушением требований национальных стандартов, или оставлены после устранения обстоятельств, при которых они были установлены, водитель не может быть привлечен к ответственности за превышение установленных ограничений скорости движения.

Перечень основных требований национальных стандартов к дорожным знакам.

Перечень основных требований национальных стандартов к дорожным знакам, при нарушении которых водитель не подлежит наказанию за превышение установленных ограничений скорости, выглядит следующим образом:

— Дорожные знаки не должны быть закрыты от участников дорожного движения какими-либо препятствиями (зелеными насаждениями, мачтами внешнего освещения и т.д.).

— Знаки со световозвращающей поверхностью должны применяться на участках дорог без стационарного освещения, знаки с внутренним и внешним освещением — на участках дорог со стационарным освещением. Знаки со световозвращающей поверхностью допускается применять на участках дорог со стационарным освещением, если обеспечивается их видимость с расстояния не менее 100 метров, как в светлое, так и в темное время суток.

— Любой знак должен быть повторен над проезжей частью или на противоположной стороне дороги, если местные условия таковы, что этот знак может быть вовремя не замечен водителями транспортных средств, для которых он предназначен.

— Дублирующие знаки устанавливаются на разделительной полосе, а при ее отсутствии — над дорогой или на левой стороне дороги, если для движения во встречном направлении имеется не более двух полос.

— В одном поперечном сечении дороги допускается установка не более трех знаков, без учета дублирующих знаков и знаков дополнительной информации (табличек).

— Последовательность размещения знаков на одной опоре строго регламентирована (сверху вниз, или слева направо): знаки приоритета; предупреждающие знаки; предписывающие знаки; запрещающие знаки; информационно-указательные знаки; знаки сервиса.

— Знаки, установленные на дороге последовательно, за исключением знаков, установленных на перекрестке, должны быть расположены вне населенных пунктов на расстоянии не менее 50 метров, а в населенных пунктах — не менее 25 метров друг от друга.

— Расстояние от края проезжей части до знака должно составлять от 0,5 до 2 метров. Расстояние от нижнего края знака до поверхности дорожного покрытия должно составлять от 1,5 до 2,2 метра — при установке сбоку от дороги вне населенных пунктов, от 2 до 4 метров — в населенных пунктах. При установке над проезжей частью высота дорожного знака должна находиться в пределах от 5 до 6 метров.

— Дорожные знаки, ограничивающие скорость движения, не могут снижать скорость более чем на 20 км/ч, по отношению к предшествующему участку. Для введения режима ограничения скорости необходимо установить несколько знаков. Например, вне населенных пунктов разрешенная скорость составляет 90 км/ч. При необходимости в ограничении скорости до 50 км/ч, сначала должен быть установлен знак, ограничивающий движение до 70 км/ч, и только после этого в 50 км/ч.

— Временные знаки размещаются на переносных устройствах, дорожном оборудовании или закрепляются на щите с фоном желтого цвета. Если вы столкнетесь с ситуацией, при которой вас обвинят в превышении скорости на участке дороги, где согласно новой редакции ПДД допускается временное ограничение скорости, а знак ограничения скорости будет иметь вид стационарного, обвинение будет незаконным.

— Любой знак, ограничивающий скорость движения, действуют до ближайшего перекрестка или знака, отменяющего все ограничения. Табличка к дорожным знакам 7.2.1., обозначающая расстояние их действия, никогда не применяется со знаками 3.29, ограничивающими скорость движения, хотя иногда находится рядом с ними в комбинации с каким- либо другим знаком.

Помните, таблички к дорожным знакам лишь уточняют или ограничивают действия знака, вместе с которым установлены, но никак не увеличивают. Правила дают исключительный перечень запрещающих знаков, с которыми допускается применение таблички «Зона действия». Это — «Движение ТС без соблюдения дистанции запрещено»; «Обгон запрещен»; «Обгон грузовым автомобилям запрещен» и «Подача звукового сигнала запрещена». Знака 3.29. «Ограничение максимальной скорости» в этом перечне нет.

Фиксация нарушения скорости движения.

При фиксации нарушения скорости движения сотрудники ГАИ часто задают вопрос водителю о причине спешки. Никогда не отвечайте утвердительно, называя самые разные, как правило, выдуманные причины. Спешащий водитель — находка для инспектора. Он всегда воспользуется этой ситуацией, пообещает вам быструю выписку админпостановления, лишив тем самым вас возможности его дальнейшего обжалования. Всем своим видом покажите, что торопиться вам некуда.

Прежде чем соглашаться с обвинениями инспектора в превышении скорости движения, проведите тщательный анализ. Вы должны проконтролировать — чем измерялась скорость, как измерялась и где измерялась? В соответствии с «Перечнем технических средств для фиксации нарушений правил дорожного движения» в Украине официально утверждены следующие измерители скорости (радары):

— Радиолокационные — «Беркут», «Сокол», «Искра-1», «Радис».


— Видеозаписывающие — «Рапира», «Визир», «Арена».


— Лазерный измеритель скорости транспортных средств «TruCAM».

Использование иных радаров для фиксации скорости движения транспортных средств запрещено.

Радары, как средства измерительной техники для фиксации скорости движения автомобиля.

Согласно законодательству радары, как средства измерительной техники, могут использоваться, если они соответствуют требованиям по точности, установленным для этих средств, в определенных условиях их эксплуатации, и только при условии, что они прошли поверку и государственную метрологическую аттестацию. Результаты аттестации и поверки оформляются соответствующими документами.

Наличие документов об аттестации, поверке или калибровке — это залог того, что результаты измерений точны. Без этого применять показания радаров в качестве доказательства по делу о нарушении водителем допустимой скорости движения нельзя.

Поверка гаишных приборов не производится начальником ГАИ или какой-либо технической лабораторией (станцией, центром и т.д.). В соответствии с требованиями нормативных документов такое право дано лишь аккредитованным поверочным лабораториям. Поверку производят только лица, аккредитованные в качестве поверников. Если у вас возникают сомнения, запишите все данные из свидетельства поверки, с целью последующей их перепроверки в органах метрологии.

Обращайте внимание на формулировки в документах к радарам. Практика показывает, что иногда вместо слов «поверка произведена» может стоять формулировка «калибровка произведена». Калибровка и поверка это абсолютно разные понятия. Закон признает в качестве допущенного к использованию средства измерения именно факт поверки.

Согласно законодательству радары, как средства измерительной техники, могут использоваться, если есть данные о погрешности их измерений. Всегда задавайте инспектору ГАИ вопрос о погрешности измерений того прибора, с помощью которого он пытается обвинить вас в превышении скорости движения. Следите за тем, что бы погрешность измерений была указана в составляемом протоколе по делу об админправонарушении. Достаточно часто погрешность прибора возвращает скорость транспортного средства в пределы допустимой, а следовательно — не наказуемой.

Особенности радаров применяемых для измерения скорости движения автомобиля.

Погрешность практически всех радаров составляет ± 1,0 км/ч при измерении в стационарном режиме, ± 2,0 км/ч — при его нахождении в руках инспектора. Время хранения данных и параметры скорости нарушителя хранится в радиолокационных радарах не более 10 минут. Радиолокационные радары, именуемые в среде водителей «фенами», не имеют функции идентификации нарушителя. Показания таких приборов не могут быть исключительным доказательством вины водителя, если он сам в этом не признается.

Измеритель скорости «Визир» не обладает инфракрасной камерой. Это делает его «слепым» в темное время суток. Он не может идентифицировать автомобиль нарушителя. Присутствие на мониторе «Визира» более одного автомобиля, исключает его показания в качестве доказательства по делу о превышении скорости. Вы всегда можете утверждать, что зафиксированная скорость принадлежит другому автомобилю.

Отсутствие на мониторе «Визира» каких-либо зданий или строений на фоне автомобиля нарушителя, опровергает факт превышения скорости в пределах населенного пункта, признаком которого, согласно определению ПДД, является застроенная территория. Всегда изучайте картинку на мониторе измерителя скорости. Использование «Визира» в режиме патрулирования допускается лишь при его установке стационарно, с помощью кронштейна на какой-либо части патрульного автомобиля.

Управление должно осуществляться с пульта дистанционного управления. Проверьте наличие этого пульта в патрульном автомобиле. При его отсутствии вы можете утверждать, что измерения проведены с нарушением правил эксплуатации и в качестве доказательства по делу использоваться не могут.

Любой радар имеет дальность действия, которая составляет не менее 800 метров. Находясь в пятистах метрах от места установки знака, ограничивающего скорость движения, сотрудник ГАИ может предъявить вам показания радара, которые фактически зафиксировали скорость вашего автомобиля еще до зоны ограничения скорости.

Столкнувшись с подобной ситуацией, вы должны обязательно зафиксировать всеми доступными методами (фото, видео, показания свидетелей и т.д.) месторасположение инспектора по отношению к знаку, ограничивающему скорость, и отразить его в протоколе.

Обращайте внимание на приборы измерения скорости, работающие в комплексе с компьютерами или ноутбуками. Программное обеспечение и операционная система должны быть лицензированы. Попросите инспектора указать номер лицензий в протоколе, либо указать, что номер отсутствует. Не забывайте, что такую запись можно сделать и самому. При обжаловании штрафа укажите на это обстоятельство.

Всегда проверяйте целостность пломб на измерительных приборах Госавтоинспекции. Поврежденная пломба свидетельствует о нарушении калибровки прибора. В этом случае радар может показывать параметры скорости, явно отличающиеся от реальных. Расчет инспектора достаточно прост — при качестве наших дорог водитель вынужден смотреть на ямы, а посему лишен возможности постоянного контроля скорости на приборной доске, и может ее иногда превысить.

Возможность нарушения скорости движения автомобиля.

Помните, вы всегда имеете право нарушить скоростной режим, если в этом есть крайняя необходимость. Не является административным правонарушением действие, за которое предусмотрена административная ответственность, если оно совершено для устранения опасности, угрожающей собственности, правам и свободам граждан.

Если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Водитель имеет право отступать от требований ПДД, если иными средствами невозможно избежать собственной гибели или увечья граждан.

По материалам книги «Дорожная памятка водителю для обеспечения собственного комфорта и безопасности на дороге. Правила дорожного общения».


Владимир Караваев.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде