Операции по сборке двигателя ЗМЗ-409051, ZMZ PRO, после ремонта


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Оборудование и организация работ при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO, должны исключать наличие пыли, грязи в зоне рабочего места для сборки двигателя. Детали и узлы при установке на двигатель должны быть чистыми, без следов коррозии, грязи, пыли, волосовин и ниток от ткани. Распаковывать детали и расконсервировать следует только непосредственно перед установкой их на двигатель. 

Операции при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO, после ремонта, установка коленчатого вала, сальникодержателя с сальником, маховика.

Перед сборкой двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO, необходимо все его детали очистить от нагара и смолистых отложений. Нельзя промывать в щелочных растворах детали, изготовленные из алюминиевых сплавов (головку блока цилиндров, поршни, крышки и др.). Эти растворы разъедают алюминий. Для очистки деталей от нагара рекомендуются следующие растворы:

Раствор для очистки от нагара алюминиевых деталей.

— Сода (Na2СО3), г : 18,5


— Мыло (зеленое или хозяйственное), г : 10,0


— Жидкое стекло, г : 8,5


— Вода, л : 1,0

Раствор для очистки от нагара стальных и чугунных деталей.

— Каустическая сода (NаОН), г : 25


— Сода (Na2СO3), г : 33


— Мыло (зеленое или хозяйственное), г : 8,5


— Жидкое стекло, г : 1,5


— Вода, л : 1,0

При сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO необходимо соблюдать следующие условия.

Протереть все детали чистой салфеткой и продуть сжатым воздухом. Все трущиеся поверхности (поверхности цилиндров, вкладыши и шейки коленчатого вала, опоры распределительного вала в головке цилиндров и шейки вала и т.п.) смазать чистым моторным маслом, применяемым для двигателя.

Порядок операций при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

1. Очистить все привалочные поверхности блока от прилипших и порванных при разборке прокладок.


2. Закрепить блок цилиндров на сборочном стенде, внимательно осмотреть зеркало цилиндров, при необходимости следует снять шабером не изношенный поясок над верхним компрессионным кольцом. Металл следует снимать вровень с изношенной поверхностью цилиндра.


3. Вывернуть пробки масляных каналов блока и головки блока цилиндров. Продуть все масляные каналы сжатым воздухом. Завернуть пробки на место.

Пробки масляных каналов блока цилиндров двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Пробки масляных каналов головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Установка коленчатого вала при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO после ремонта.

4. Вывернуть пробки грязеуловительных полостей шатунных шеек коленчатого вала и удалить из них отложения. Для чего промыть полости и каналы раствором каустической соды (NaOH), нагретым до плюс 80 градусов, и металлическим ершиком тщательно прочистить полости и каналы. Промыть полости и каналы керосином и высушить сжатым воздухом, после чего завернуть пробки на место моментом 37-51 Нм (3,8-5,2 кгсм). Предварительно нанеся на их резьбовую поверхность анаэробный герметик.

Пробки, каналы и грязеуловительные полости коленчатого вала двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Проверить состояние рабочих поверхностей коленчатого вала. Забоины, задиры и другие наружные дефекты не допускаются. Протереть салфеткой постели под вкладыши в блоке и в крышках коренных подшипников.

Установить в постели блока вкладыши коренных подшипников верхние (с канавками и отверстиями), а в постели крышек — нижние (без канавок). Протереть вкладыши салфеткой и смазать их маслом, применяемым для двигателя. Протереть салфеткой коренные и шатунные шейки коленчатого вала, смазать их чистым маслом и установить коленчатый вал в блок цилиндров.

Установка коленчатого вала при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Смазать моторным маслом и установить полушайбы упорного подшипника, ориентируя их поверхностью с канавками в сторону коленчатого вала:

– Верхние, в проточки третьей коренной постели.


– Нижние, вместе с крышкой третьего коренного подшипника. Выступы нижних полушайб должны зайти в пазы крышки.

Пластмассовые полушайбы подлежат установке только в передние (ближайшие к переднему торцу блока цилиндров) проточки коренной постели и крышки опоры. Ориентируя поверхностью с канавками к щеке коленчатого вала.

Установить крышки остальных опор на соответствующие коренные шейки, завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников моментом 98-107, 9 Нм (10-11 кгсм). На нижних поверхностях коренных крышек выбиты их порядковые номера. А на нижней поверхности крышки третьей коренной опоры расположено резьбовое отверстие для крепления держателя масляного насоса. На боковых поверхностях – проточки и пазы для установки полушайб.

Крышки коренных опор устанавливаются согласно их нумерации, ориентируясь так, чтобы пазы под ус вкладыша в крышке и блоке располагались с одной стороны. Провернуть коленчатый вал. Вращение его должно быть свободным при небольшом усилии.

5. Проверить величину осевого зазора коленчатого вала, который должен быть не более 0,36 мм. Для не изношенных коленчатого вала и полушайб упорного подшипника зазор составляет 0,06-0,27 мм. При превышении осевого зазора максимально допустимой величины заменить упорные полушайбы на новые или ремонтные, увеличенной на 0,13 мм толщины, и вновь замерить величину осевого зазора. Если при замере он окажется более 0,36 мм, заменить коленчатый вал.

Проверка осевого зазора коленчатого вала при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Установка сальникодержателя с сальником заднего конца коленчатого вала при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO после ремонта.

6. Взять сальникодержатель с сальником заднего конца коленчатого вала, проверить пригодность сальника к дальнейшей работе. Если сальник имеет изношенную рабочую кромку или слабо охватывает фланец коленчатого вала — заменить его новым.

Запрессовка сальника в сальникодержатель при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Запрессовку сальника в сальникодержатель рекомендуется производить при помощи оправки. Сальник (резиновая манжета с пружиной или без пружины с конической рабочей кромкой, имеющей винтовую насечку) должен быть установлен пыльником наружу двигателя, рабочей кромкой внутрь. Перед запрессовкой на наружную поверхность сальника нанести смазку, для облегчения запрессовки.

Установка сальникодержателя при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Заполнить на 2/3 полости между рабочей кромкой и пыльником резиновой манжеты смазкой «ЦИАТИМ-221» или «ЦИАТИМ-279». Установить сальникодержатель с прокладкой. Для установки сальникодержателя с сальником рекомендуется использовать специальную оправку с целью правильного расположения рабочей кромки. Для установки сальникодержателя с сальником, имеющим пружину, используется оправка ЗМ 7853-4215.

Ориентирование рабочей кромки на валу для сальника без пружины.

Для установки сальникодержателя с сальником без пружины в дополнение к оправке ЗМ 7853-4215 используется приспособление ЗМ 7820-4733. Рабочая кромка сальника без пружины должна быть расположена на валу. Установить оправку ЗМ 7853-4418 для центрирования заднего сальника на фланец коленчатого вала и в сальникодержатель. Закрепить сальникодержатель болтами моментом 5,9-8,8 Нм (0,6-0,9 кгс∙м) и снять оправку.

Установка маховика при сборке двигателя ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO после ремонта.

7. Установить маховик на задний конец коленчатого вала, совместив отверстие в маховике под штифт с установочным штифтом, запрессованным во фланец коленчатого вала. Установить шайбу болтов маховика, наживить и затянуть болты моментом 70,6-78,4 Нм (7,2-8,0 кгсм). Не допускается повторное использование болтов крепления маховика, они допускают только одну затяжку.

8. Запрессовать подшипник в гнездо маховика. Подшипник запрессовывать, прикладывая усилие к наружному кольцу. Запрессовка за внутреннее кольцо приведет к повреждению подшипника.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде