Первые серийные армейские автомобили от Land Rover серий I и II


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Первый серийный военный Land Rover категории 1/4 тонны, относившийся к серии I (1948-1958 года), имел заводскую маркировку Mk-I и военный индекс FV-18001. Как и гражданский прототип с колесной базой 80 дюймов (2032 мм), он получил 4-х цилиндровый бензиновый двигатель Rover-60 (1,6 литра, 50 л.с). 

На нем была установлена механическая 4-х ступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка, гидропривод всех барабанных тормозов. Классическая рессорная подвеска обоих не разрезных ведущих мостов и открытый 4-х местный цельностальной кузов с правым или левым расположением органов управления.

Отличия от гражданских аналогов состояли в установке защищенной 12 вольтовой системы электрооборудования, более широких 16 дюймовых шин Dunlop, передней лебедки, заднего буксировочного крюка и съемных боковых дверей кузова с тентом. Автомобиль развивал скорость 72 км/ч. Имел запас хода 354 км и мог преодолевать брод глубиной 0,6 метра.

С 1951 года выпускался проходной вариант Mk-II с новыми 2-х литровым двигателем в 52 л.с. и синхронизированной коробкой передач. Его развитием в 1954 стала модель Mk-III с удлиненной до 86 дюймов колесной базой (2184 мм). На ее усиленном шасси впервые был создан специальный патрульный автомобиль FV-18006 с тремя пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм.

Одновременно началось производство 7-ми местной грузопассажирской штабной машины Mk-IV (FV-18004) с закрытым 5-ти дверным кузовом на шасси с колесной базой 107 дюймов (2718 мм). По сравнению с коротким вариантом его длина возросла с 3683 до 4483 мм. Собственная масса — с 1270 до 1680 кг. На длиннобазном шасси впервые появились первые санитарные варианты FV-18005 с вместительными алюминиевыми кузовами фирмы Bonallack для доставки 3-4 лежачих раненых и медперсонала.

Армейские автомобили Land Rover серии II, характеристики и особенности конструкции.

Выпуск в 1950-е годы новых гражданских Land Rover второй гаммы «Серия II» прошел для армии почти незамеченным. Из них в войсках служило всего лишь 275 короткобазных машин. С другой стороны, это семейство послужило основой единственной и наиболее обширной специальной военной гаммы «Серия IIA» (1958-1971 года) с обобщенным индексом FV-18021, сыгравшей важную роль в дальнейшем развитии военных машин Land Rover.

На всех автомобилях использовались верхнеклапанный 4-х цилиндровый бензиновый двигатель Rover (2,23 литра, 77 л.с.) и 8 ступенчатая трансмиссия. Наиболее распространенным базовым исполнением стал короткий пикап Rover-8 (FV-18024A) с колесной базой 88 дюймов (2230 мм). Двумя широкими передними бамперами-толкателям, двумя топливными баками, гальванизированным покрытием деталей шасси и охладителем масла двигателя.

При полезной нагрузке 450 кг он весил 1460 кг и имел полную массу 2020 кг. Его максимальная скорость достигала 105 км/ч. Запас хода для разных версий находился в границах 335-580 км. Величина преодолеваемого подъема с полной нагрузкой — 18 градусов, брода — 0,5 метра. На таком шасси выпускали автомобиль связи FV-18025 с 24 вольтным электрооборудованием и полевую радиостанцию FV-18032 с дополнительным генератором.

В 1962 году началось производство второго базового пикапа Rover-9 (FV-18052) с полезной нагрузкой 750 кг и длинной колесной базой в 109 дюймов (2768 мм). Он послужил основой еще более обширного семейства различных военных машин. Среди них были исполнения с герметизированным 24 вольтным электрооборудованием, полевые радиостанции, легкие передвижные радарные системы, 12-ти местные грузопассажирские и санитарные машины.

Штабной 5-ти дверный автомобиль FV-18081 впервые среди военных Ленд Роверов в 1966 году получил 2,3 литровый дизельный двигатель Perkins мощностью 68 л.с. Длиннобазное шасси Rover-7 служило в основном для монтажа алюминиевых кузовов-фургонов фирмы Marshall и противопожарного оборудования. Усиленное шасси Rover-11 (FV-18071) — для установки более тяжелого снаряжения, оборудования и вооружения. В том числе американского безоткатного орудия M40 калибра 106 мм.

Среди них наибольшую известность приобрел быстроходный патрульный автомобиль SAS (Special Air Service) с полностью открытым кузовом. Передней горизонтальной навеской запасного колеса и тремя пулеметами разных калибров, предназначенный для патрулирования пустынных районов. За специфическую окраску в розовый цвет он был прозван «Розовой пантерой». Для специальных нужд служили короткие шасси Rover-6 и Rover-10.

Облегченный авиатранспортабельный вариант Land Rover Light-Weight Mk-I с упрощенным кузовом.

В 1965 году на коротком шасси Rover-8 построили прототипы специального облегченного армейского авиатранспортабельного варианта Light-Weight Mk-I категории 1/2 тонны с упрощенным открытым кузовом. На нем исчезли передние понтонные крылья и впервые появилась единая передняя решетка радиатора с двумя встроенными близко расположенными фарами.

Несмотря на увеличение грузоподъемности, сухую массу машины удалось сократить до 1140 кг. В сентябре 1968 года ее сменил наиболее известный многоцелевой военный автомобиль Light-Weight GS (General Service) для перевозки грузов и установки вооружения. Он был приспособлен к транспортировке самолетами и вертолетами. Развивал на шоссе максимальную скорость 105 км/ч.

Автомобиль весил всего 1225 кг и в сложенном состоянии, приспособленном для авиаперевозки, имел габаритную высоту 1470 мм. Единственный из серии IIA, этот вариант пережил свое базовое шасси и с постоянными модификациями изготовлялся до 1984 года. На автомобили Land Rover серий I и IIA пришлось наибольшее число оригинальных опытных образцов уникальных конструкций. Большинство из них так и не поступило в производство.

Среди них были специальные подвижные самоходные установки с артиллерийскими орудиями и противотанковыми ракетными системами. Пробные амфибии с гребными винтами. Серийные автомобили с различными специальными быстросъемными приспособлениями, обеспечивавшими плавучесть и возможность преодоления 2-х метрового брода. Машины на железнодорожном ходу и с широкопрофильными шинами большого диаметра с пониженным внутренним давлением.

К наиболее редким экземплярам начала 1960-х относились аппарат на воздушной подушке Hover Rover и вездеход шотландской компании Cuthbertsoс четырьмя ведущими гусеничными движителями с треугольным обводом резинометаллических гусениц, весивший 2,5 тонны.

В середине 1960-х годов второе семейство могло пополниться еще одной однотонной капотной дизельной гаммой «Серия IIB» с увеличенной колесной базой и широкопрофильными шинами 11,00-16. Прототип весил 3,4 тонны и мог передвигаться со скоростью не выше 64 км/ч.

По материалам книги «Армейские автомобили НАТО». Е. Кочнев.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде