Почему в машине плохо работает отопитель, причины, неисправности


Электронные книги в PDF формате

Источник тепла в машине — двигатель. Его рабочая температура обычно около 80-90 градусов. Лишнее тепло отводится через радиатор, но с приходом холодов часть этого тепла идет на обогрев салона через отопитель.

Почему в машине плохо работает отопитель, причины, способы устранения неисправности, как правильно пользоваться отопителем зимой.

Процесс отопления салона в машине обычно выглядит так. В отопитель поступает воздух. Наружный или, если включен режим рециркуляции, внутрисалонный. Он проходит через салонный фильтр, испаритель кондиционера (при наличии такового), а далее либо через радиатор отопителя, либо мимо него. В зависимости от желания водителя.

Затем с помощью заслонок воздух направляется в определенные зоны. На стекло, в лицо или в ноги. С конструкцией разобрались. Теперь — об основных причинах, по которым простая, казалось бы, система может забастовать.

Не нагревается охлаждающая жидкость проходящая через отопитель.

Часто бывает так, что мотор еще не прогрелся, а водитель в машине уже паникует. Если под капотом наддувный дизель или бензиновый турбомотор с непосредственным впрыском, ждать придется долго. КПД у них выше, чем у атмосферных моторов, то есть больше энергии преобразуется в полезную работу, а не в тепло. Потому такие двигатели прогреваются медленнее. В движении прогрев значительно ускоряется, а значит и печка раньше задует горячим воздухом.

Мотор может не прогреваться из-за неисправности. Например, если забарахлил термостат. Когда его клапан теряет герметичность, жидкостный насос постоянно гоняет охлаждающую жидкость по большому кругу — через радиатор. Бывали и более комичные ситуации. В былые времена многие новенькие Волги не желали прогреваться потому, что у них не было термостатов. Перегонщики снимали их по дороге от завода к месту продажи. Метод лечения прост, установка нового термостата.

Схема движения воздуха в системе отопления, вентиляции и кондиционирования автомобиля.

Плохая циркуляция охлаждающей жидкости через радиатор отопителя.

Более неприятная и трудноустранимая неисправность — плохая циркуляция охлаждающей жидкости через радиатор отопителя в машине. Причины? Загибаем пальцы:

— Радиатор забился отложениями или препаратами для устранения течи.


— Перегнулись шланги.


— Не работают краны отопителя. Обычно такое случается после вмешательства нерадивых ремонтников.

Возможны и более экзотические причины. От воздушных пробок в радиаторе отопителя до изъеденных коррозией крыльчаток насосов. Методы ремонта тоже понятны. Прочистить, разогнуть, заменить.

Наконец, если на улице реальный колотун (под минус тридцать), то для ускорения прогрева мотора не стоит пренебрегать таким древним приемом, как картонка перед прорезями радиатора. Не эстетично, зато эффективно. Поможет и специальное теплое одеяло под капот.

Не нагревается воздух проходящий через отопитель автомобиля.

Антифриз горячий, а тепла нет? Скорее всего, воздух где-то «застрял» по пути, например в засоренном воздушном фильтре. Другой подозреваемый — испаритель кондиционера, через который воздух должен проходить всегда. Возможно, он тоже засорился. Такое часто случается при длительной езде без салонного фильтра. Метод ремонта очевиден. Купить новый фильтр, попытаться прочистить испаритель, а если не получается — заменить его.

На немолодых машинах радиатор отопителя часто обрастает слоем пыли, которая под воздействием температуры со временем намертво приваривается к его поверхностям. Эффективность работы печки при этом неизбежно снижается, поскольку грязь передает тепло гораздо хуже, чем чистые металлические пластины.

Не работает заслонка отопителя.

Если заслонка, которая направляет воздух либо через радиатор отопителя, либо в обход, со временем начинает капризничать, то часть холодного воздуха (а то и весь!) пойдет мимо радиатора отопителя без всякого нагрева.

Сколько времени и денег придется потратить на ремонт? Если заедает привод заслонки, обычно помогает чистка и смазка. А если сама заслонка развалилась на куски, придется искать на разборке такую же — не покупать же блок отопителя в сборе. Стоимость работы по замене зависит от автомобиля и сложности системы отопления.

Электрические проблемы с отопителем в машине.

Одна из наиболее частых электрических неисправностей на автомобилях с ручным управлением отопителем — поломка вентилятора. Куда сложнее искать причину на машинах с климат-контролем. Автоматика ведает как всеми заслонками, так и вентилятором, а для точного определения неисправности целесообразно считать коды ошибок. Некоторые системы можно продиагностировать самостоятельно, нажав определенную комбинацию клавиш, но чаще приходится обращаться к специалистам со сканерами.

Как правильно пользоваться отопителем в машине зимой.

Если нет режима Auto, после пуска мотора установите малую скорость вращения электровентилятора. Сразу направьте воздушный поток на ветровое стекло. Пусть прогревается потихоньку, а не скачком, иначе оно может лопнуть от резкого перепада температур. Не переключайте раньше времени скорость вращения вентилятора на повышенную. Получите лишь холодный сквозняк, ведь не прогревшийся радиатор отдает слишком мало тепла.

Поначалу используйте систему рециркуляции, поскольку нагревать более теплый салонный воздух проще, чем забортный. По мере прогрева отключите рециркуляцию, чтобы стекла не запотевали.

По материалам автомобильного журнала «За рулем».


Михаил Колодочкин, Алексей Ревин.