Подзарядка аккумулятора, заряд при постоянстве тока и напряжения


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Автомобильный аккумулятор можно подзарядить от любого источника постоянного тока с напряжением большим, чем напряжение аккумуляторной батареи. Существует два основных способа заряда — заряд при постоянстве тока и заряд при постоянстве напряжения. 

Подзарядка автомобильного аккумулятора, заряд при постоянстве тока и при постоянстве напряжения, контрольно-технические циклы для автомобильного аккумулятора.

С точки зрения глубины и полноты заряда автомобильного аккумулятора, первый способ лучше, но требует большего времени и постоянного контроля процесса заряда. Способ заряда при постоянстве напряжения, хотя и не обеспечивает полного заряда аккумуляторной батареи, но позволяет поддерживать ее в рабочем состоянии. Этим способом аккумулятор заряжается и на автомобиле от генератора.

Большинство зарядных устройств, выпускаемых промышленностью, обеспечивает заряд аккумуляторной батареи методом постоянства тока. Пускозарядные устройства, кроме зарядки аккумуляторных батарей, могут использоваться для облегчения пуска двигателя автомобиля зимой.

Хорошую репутацию у автолюбителей заслужили зарядные устройства, которое имеют три режима заряда. В основном режиме заряд аккумулятора проводится постоянным током, численно равным 0,1 от емкости батареи. В режиме ускоренного заряда тоже используется метод заряда постоянной силой тока, но величина этого тока в несколько раз выше, чем в основном режиме. В третьем режиме автоматической подзарядки используется метод заряда при постоянной величине напряжения в 13,5 В.

Проведение и особенности заряда автомобильного аккумулятора, корректировка плотности электролита.

Заряжая автомобильный аккумулятор при постоянстве тока (предварительно сняв ее с автомобиля или же отключив ее от сети автомобиля), соедините ее выводы с соответствующими клеммами зарядного устройства и установите величину зарядного тока, численно равную десятой части емкости батареи. Например 6,0 А для аккумуляторной батареи 6СТ-60.

Не забудьте систематически контролировать и при необходимости регулировать эту величину тока. Кроме того, периодически проверяйте плотность и температуру электролита, а также напряжение аккумуляторной батареи, чтобы вовремя определить конец заряда. Если в течение двух часов плотность электролита и напряжение аккумулятора будут постоянными, а при заряде будет заметно бурное газовыделение — аккумуляторная батарея полностью заряжена.

Обычно новая и приведенная в рабочее состояние аккумуляторная батарея заряжается от пяти до восьми часов. Чтобы не было взрыва выделяющихся в конце заряда газов, нельзя подносить к аккумулятору открытое пламя, отключать зарядное устройство отсоединением провода от батареи под нагрузкой, и наконец, не следует в это время пользоваться аккумуляторным пробником или нагрузочной вилкой. Прекращать подзарядку аккумулятора нужно выключением питания зарядного устройства.

Если температура электролита при зарядке поднимается выше плюс 40 градусов, прекратите зарядку и дайте электролиту остыть до плюс 27 градусов. Если в конце заряда плотность электролита окажется меньше или больше требуемой, надо отобрать резиновой грушей часть электролита и столько же допить. В первом случае — концентрированного электролита плотностью 1,40 г/см3, а во втором — дистиллированной воды. Затем продолжайте заряд в течение получаса и снова проверьте плотность электролита.

В подобных ситуациях важное значение имеет количество отбираемого грушей электролита. Если его определять «на глазок», то прежде чем плотность электролита станет нормальной, вам может потребоваться несколько корректировок плотности. Гораздо удобнее воспользоваться данными таблицы ниже.

Примерные нормы корректировки плотности электролита при заряде автомобильного аккумулятора.

Как видите, при заряде способом постоянства тока аккумуляторная батарея постоянно находится под вашим контролем и заряжается довольно долго. Правда, если использовать зарядное устройство в режиме быстрого заряда, она заряжается быстрее, так как зарядный ток в этом режиме устанавливается в 5-6 раз больше нормального. Старайтесь избегать этого режима заряда, потому что его многократное повторение значительно снижает срок службы аккумуляторной батареи.

Впрочем, если вы будете регулярно следить за состоянием аккумуляторной батареи и зарядной цепи, а также периодически (один раз в 3-4 месяца) заряжать аккумулятор от зарядного устройства, то надобность в его ускоренном заряде не возникнет.

Контрольно-технические циклы для автомобильного аккумулятора.

Здесь нельзя не упомянуть о контрольно-тренировочных циклах (циклы заряда-разряда). Раньше считалось обязательным ежегодное проведение контрольно-тренировочных циклов аккумуляторной батарее независимо от ее состояния. Сейчас взгляды на проведение контрольно-тренировочных циклов изменились.

Считается, что для исправной аккумуляторной батареи проведение контрольно-тренировочных циклов вредно, поскольку они сокращают срок службы аккумулятора. Проведение циклов «заряд-разряд» необходимо лишь при устранении некоторых неисправностей аккумулятора.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде