Поиск неисправностей с помощью тестера, как измерить напряжение


Электронные книги в PDF формате

Важнейшим прибором для проведения измерений и контроля исправности датчиков и систем автомобиля является тестер. Основным условием для надежного определения неисправности с помощью тестера является овладение различными измерительными методиками, а также знание паспортных значений различных характеристик и электрических схем проверяемых элементов и систем.

Поиск неисправностей датчиков и систем автомобиля с помощью тестера, как правильно измерить напряжение, сопротивление и силу тока с помощью тестера.

С помощью стандартного тестера можно проводить измерение следующих параметров:

— Постоянный ток (DCA).


— Переменный ток (ACA).


— Постоянное напряжение (DCV).


— Переменное напряжение (ACV).


— Сопротивление (Ohm).

В качестве опции с помощью тестера производится:

— Проверка диодов.


— Проверка транзисторов (hfe).


— Измерение температуры.


— Промежуточная проверка (зуммер, тоновый сигнал).

Переключение на различные шкалы измерений решается различными производителями тестеров по-разному. Как правило, это осуществляется при помощи поворотного переключателя.

Прежде чем приступить к измерению с помощью тестера, необходимо обратить внимание на следующее:

— Измерительные проводники и наконечники должны быть чистыми и не иметь повреждений.


— Необходимо следить за тем, чтобы измерительные проводники были подключены к разъемам, предусмотренным для замера требуемого параметра.


— Если ничего не известно о порядке измеряемых величин, то необходимо начинать с максимально возможного диапазона измерений.


— Если прибор ничего не показывает, то следует перейти на ближайший диапазон с меньшей ценой деления.

При измерении силы тока надо соблюдать особые меры предосторожности.

На некоторых тестерах имеется два разъема, на других только один разъем для измерения силы тока. На измерительных приборах с двумя разъемами, один разъем служит для измерения токов до 2 ампер. Этот разъем снабжён предохранителем. Второй разъем, служащий для измерения токов силой до 10 или до 20 ампер, обычно предохранителей не имеет.

Вследствие этого надо следить за тем, чтобы проводить измерения только защищенных предохранителями цепей до 10 или 20 ампер. В противном случае прибор может быть поврежден. Это же требование служит в отношении приборов с одним разъемом. Обычно эти разъемы не имеют предохранителей, а потому нельзя превышать заданное максимально допустимое значение измеряемой величины.

Измерение напряжений с помощью тестера.

Для измерения напряжений тестер подключается параллельно с проверяемым элементом. Измерительный наконечник черного проводника прибора нужно присоединить по возможности с массой автомобиля. Измерительный наконечник красного проводника соединяют с питающим кабелем проверяемого элемента. При выборе шкалы и диапазона измерений следует руководствоваться рекомендациями, описанными выше.

Измерение напряжения следует провести один раз без нагрузки проверяемой электрической цепи, и один раз при включенной нагрузке. Таким образом можно быстро установить, падает ли напряжение при включенной нагрузке. Это может означать «отошедшую пайку» или обрыв кабеля.

Пример — Не работает вентилятор отопителя салона.

При измерении напряжения на предохранителе прибор показывает без нагрузки напряжение 12 вольт. После включения вентилятора напряжение падает. Причина: некачественная пайка колодки предохранителей, которую можно определить визуально, открыв коробку с предохранительной колодкой.

Измерение сопротивлений с помощью тестера.

Если нужно измерить сопротивление какого-либо элемента, то сначала нужно отключить его от источника питания. Оба проверочных проводника вставляются в соответствующие разъемы прибора. Наконечники присоединяются к проверяемому элементу. Если примерная величина сопротивления неизвестна, то следует поступить так же, как и при измерении напряжения. Начинать нужно со шкалы максимальной ценой деления, а затем уменьшать, пока не получим точное значение.

Измеряя сопротивление, можно определить короткое замыкание на массу и проверить пропускную способность кабеля. Это относится к узлам и кабелям. Чтобы проверить пропускную способность кабеля, необходимо отсоединить его от элемента и от ближайшего штепсельного разъема.

Измерительные кабели тестера присоединяются к концам проверяемого кабеля и устанавливают диапазон «Акустическая прозвонка» или «Шкала измерения сопротивлений с наименьшей ценой деления» Если с кабелем все в порядке, то прозвучит тоновый сигнал или прибор покажет сопротивление 0 Ом. Если проводник имеет обрыв, то будет показано бесконечное сопротивление.

Для определения короткого замыкания на массу необходимо проверить сопротивление между соответствующим концом кабеля и массой автомобиля. Если прозвучит тоновый сигнал или будет показано сопротивление 0 Ом, то речь идет о коротком замыкании.

Проверка какого-либо элемента, например, температурного датчика, проводится по такой же схеме. Тестер подключается к контакту массы проверяемого узла и к массе автомобиля или к корпусу узла. Порядок выбора шкалы измерений такой же, как было описано выше. Величина, показываемая прибором, должна быть равна бесконечности. Если прозвучит тоновый сигнал или прибор покажет 0 Ом, то речь идет о коротком замыкании внутри проверяемого узла.

Измерение силы тока с помощью тестера.

Для того, чтобы измерить потребление тока каким-либо элементом, тестер включается последовательно. Сначала отсоединяем кабель питания от проверяемого элемента. Затем присоединяем измерительные проводники тестера к массе и токоприемному разъему элемента, измерительные наконечники на кабель питания и контакт питания проверяемого элемента. При измерении тока важно обращать внимание на соблюдение описанных выше мер предосторожности.

По материалам книги «Автомобильная электроника».