Понятия масел и смазочных материалов, плотность, вязкость, индекс


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Под плотностью моторных масел и смазочных материалов понимается объемная масса вещества. Для масел обычно приводится в кг/м3 при температуре плюс 15 или плюс 20 градусов. Плотность смазочных масел варьируется от 700 до 950 кг/м3 в зависимости от качества базового масла, густоты и присадок. 

Основные понятия масел и смазочных материалов, плотность, вязкость, индекс вязкости масла, температура вспышки, воспламенения и застывания, щелочной резерв, хранение масел.

Чем гуще жидкость, тем выше ее вязкость. Единицей измерения вязкости моторных масел и смазочных материалов обычно является cSt (сантисток) = мм2/с (система SI) или cP (сантипуаз) = mPas (система Si). Вместе с любой единицей вязкости всегда должна указываться температура. Вязкость всех масел сильно падает при повышении температуры. Вязкость обычного моторного масла SAE 10W при температуре минус 20 градусов может составлять 2000 cP, но при нагреве до плюс 100 градусов вязкость падает до 5,2 cSt.

Индекс вязкости масел и смазочных материалов.

Индекс вязкости характеризует свойства жидкости разжижаться при повышении температуры. Чем подвижней становится жидкость, тем ниже индекс вязкости. Индекс вязкости сезонных моторных масел составляет около 95–110, всесезонных – даже свыше 200.

Температура вспышки масел и смазочных материалов.

Температура вспышки отражает степень огнеопасности жидкости. Так, температура вспышки – это температура, при которой происходит испарение такого количества горючих газов, которое может вызвать вспыхивание при поднесении открытого огня, но жидкость при этом не горит.

Температура воспламенения масел и смазочных материалов.

А температура воспламенения – это температура, при которой газы, испаряющиеся из нагретой в открытом тигле жидкости, горят после поднесения открытого огня не менее пяти секунд. Температура воспламенения обычно выше температуры вспышки на 10-50 градусов.

Температура застывания масел и смазочных материалов.

При снижении температуры масло загустевает. При определенной температуре оно перестает течь под силой собственной тяжести. Эту температуру называют температурой застывания. Температура застывания зависит, в частности, от вязкости масла и химической структуры. У парафиновых масел застывание происходит из-за находящегося в составе масла воска, который образует кристаллы. Чем больше масло остывает, тем крупнее становятся кристаллы, в итоге создавая в масле сеть, которая препятствует течению.

Щелочной резерв масел и смазочных материалов.

При работе двигателя в масло попадают кислотные соединения, которые появляются в процессе горения топлива. Их необходимо нейтрализовать, чтобы воспрепятствовать коррозии металлических деталей. Для этого в масло добавляют присадки, которые создают щелочной резерв. Его величину выражают общим щелочным числом (TBN).

Температура текучести масел и смазочных материалов.

Минимальная рабочая температура трансмиссионных масел, при которой масло сохраняет текучесть.

Хранение масел и смазочных материалов, обращение с ними.

Место и условия хранения масел и смазочных материалов следует выбирать так, чтобы избежать попадания в них воды и примесей. Место хранения должно быть защищено от дождя и минимально подвержено колебаниям температуры. Колебания температуры могут вызвать скопление влаги в емкостях, которые неплотно закрыты. Бочки лучше всего хранить на боку или вверх дном так, чтобы заливное отверстие находилось ниже уровня масла.

Легко подверженные замерзанию продукты, такие как эмульсии для обработки металлов и моющие средства, следует предохранять от мороза при перевозке и хранении. При обращении со смазочными материалами и маслами, а также химикатами следует соблюдать официальные нормы и правила. Дополнительная информация дается в паспортах безопасности продуктов.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде