Повышение эффективности головных фар, ремонт, замена, полировка


Электронные книги в PDF формате

Осветительные приборы прижились на автомобиле почти с момента его изобретения. И пусть когда-то это были карбидные лампы, а не биксенон или светодиоды, цель головных фар всегда представлялась ясной и понятной — освещение дороги в темное время суток.

Улучшение эффективности головных фар, ремонт и замена элементов оптики, полировка фар, установка оригинальной и не оригинальной оптики, альтернативных источников света.

Но со временем эффективность головных фар на автомобиле неизбежно падает:

— Замутняются рассеиватели фар.


— Приходят в негодность отражатели.


— Иногда фары страдают после легких ДТП.

Мы задались вопросом. Какими способами можно улучшить эффективность штатных головных фар? Что лучше — восстанавливать оригинальную фару, менять ее на новую или можно просто обойтись заменой источника света?

Ниже мы рассмотрим следующие способы легального улучшения головных фар:

— Ремонт и замена внутренних элементов оптики.


— Полировка фар и покрытие защитным лаком.


— Установка оригинальной и не оригинальной оптики.


— Установка альтернативных источников света, а также ламп с улучшенными характеристиками.

Автомобильная оптика и осветительные приборы.

За прошедшее время автомобильная оптика претерпела множественные изменения. Оптимизировались отражатели, рассеиватели, способы регулировки и конфигурация светового пучка. Однако практически целый век источник освещения оставался один — лампа накаливания.

У нее множество недостатков по сравнению с современными решениями и всего один плюс, перекрывающий все недостатки — цена, которая в условиях массового производства часто является решающим фактором. Причем стоимость галогенок столь мизерна, что эта схема эксплуатируется повсеместно и по сей день. Прежде чем перейти к более важным вопросам, вспомним все ограничения, которые накладывают на лампы накаливания головных фар.

Ресурс автомобильных галогенных ламп накаливания.

Их наработка на отказ составляет плюс-минус 600 часов. У ксенона — 3000 часов, у LED — 10 000 часов, у OLED-источников — порядка 30 000 часов.

Эффективность автомобильных галогенных ламп накаливания.

40 % мощности у галогенных ламп головных фар идет на нагрев, а не на свет. У ксенона этот параметр равен 7 %, а у LED и OLED-источников света нагрев и вовсе минимален. Правда, при этом требуется охлаждение сопутствующих устройств.

Цветовая температура автомобильных галогенных ламп накаливания.

Эта характеристика у галогенок обычно составляет не более 2800 Кельвинов. Это не очень комфортно для человеческого глаза. На рынке представлено великое множество ламп с улучшенными световыми характеристиками (например Philips Diamond Vision), цветовая температура которых составляет близкие к ксенону 5000 К. Это по сути очень близко к дневному свету.

Со светодиодами подобных вопросов вообще не возникает. Нужное количество кельвинов обеспечивается соответствующим химическим составом полупроводника.

Автоматическая регулировка автомобильных галогенных ламп накаливания.

Автоматическое переключение между режимами в процессе движения в случае галогенных фар не применяется. Ксенон, в свою очередь, это частично позволяет, а матричные светодиодные фары для подобного просто созданы изначально.

Головное освещение — это не только вопрос безопасности движения, но и комфорт для водителя и пассажиров, особенно в сложных условиях. И, как вы уже догадались, чем совершеннее свет головных фар, тем выше комфорт и безопасность.

Модернизация, ремонт или замена автомобильных галогенных ламп накаливания головных фар.

Важной задачей для множества автолюбителей является восстановление яркости обычных галогенных фар. А тот факт, что со временем световой пучок ослабевает, общеизвестен, и причин этому много:

— Абразивный износ рассеивателей. Происходит довольно быстро, поскольку стекла головных фар теперь и не стекла вовсе, а пластик.


— Снижение отражающей способности рефлекторов головных фар.


— Пыль внутри головных фар. Полностью герметичными галогенные фары сделать нельзя из-за нагрева ламп.


— Проблемы с электропроводкой автомобиля.


— И т. д.

Что же делать? Покупать новую оригинальную оптику в сборе? Удовольствие не из дешевых. Покупка б/у головных фар вряд ли лучшее решение. Так как при этом сложно контролировать их состояние и исправность. Именно поэтому многие автомобилисты решают прибегнуть к восстановлению головных фар до первоначального состояния, так как это выходит не особенно накладно.

Восстановление автомобильных головных фар.

Одна из проблем при таком подходе — сложность поиска отдельных комплектующих головных фар. Так, например, приобрести рассеиватель фары, как раньше, ныне уже не получится. Даже Юго-Восточная Азия перестала предлагать подобные бонусы. Невыгодно. Что уж говорить о компаниях вроде Hella или Bosch. Фары теперь у всех не разборные, но разобрать их все-таки придется.

Начнем с восстановления рефлектора. Отделить рассеиватель от корпуса можно промышленным феном или подержав его в духовом шкафу около 20 минут при 100 градусах Цельсия. Герметик начинает разрушаться уже при 75 градусах. Рефлектор головных фар тщательно очищается и обезжиривается. Дальше — дело вкуса.

Ремонтники успешно переклеивают рефлектор металлизированным скотчем, металлической фольгой и зеркальной пленкой или покрывают хромовой краской. У каждого свои наработки, главное — сделать все аккуратно.

С рассеивателями головных фар история похожая, но со своими нюансами. Автопроизводители, дабы защитить от абразива пластик, покрывают его защитными составами. Поэтому новая фара служит относительно продолжительное время. А вот после полировки рассеиватели будут прозрачными совсем недолго. Полгода-год в зависимости от интенсивности эксплуатации.

Поэтому после полировки пластик должен дополнительно защищаться пленкой или лаком. У каждого метода есть свои приверженцы, с лаком работать чуть проще, но следует тщательно выбирать марку. Обычно такие лаки довольно дороги, например Urethane Clear Cramolin, но зато не придется два раза переделывать.

Восстановление прозрачности головных фар.

Восстановить прозрачность головных фар, а также убрать некоторые дефекты в виде царапин, затертостей и помутнения можно как с помощью обычной полировки, так и за счет нанесения лака на покрытие рассеивателя. Нужно лишь знать несколько нюансов.

Так как покрытие большинства головных фар изготавливается из поликарбоната, который не пропускает ультрафиолет и задерживает его в себе, его поверхность покрывается заводским защитным напылением. Его толщины обычно хватает, чтобы безопасно отполировать фару от трех до пяти раз. Если был стерт защитный слой (это заметно по возникновению характерного ореола с выраженными границами), дальнейшая полировка бесполезна. После этой процедуры фара неизбежно помутнеет в течение месяца.

В случае повреждения защитного слоя, а также при наличии глубоких повреждений рекомендуется прибегнуть к нанесению защитного покрытия. Для этого с поверхности фары нужно сначала удалить старое защитное покрытие, а после нанести защитный лак. Зернистость абразива следует подбирать исходя из глубины повреждений. Если есть глубокие царапины, то шлифовку нужно начинать с относительно крупного абразива зернистостью Р320.

Защитный слой на фаре нужно удалить полностью, так как, если оно останется, при покраске могут появиться дефекты. Далее переходим к понижению градации абразива: Р400, Р500, Р800 и в самом конце Р1000. После этого обезжириваем поверхность, закрываем не окрашиваемые элементы и приступаем к окраске.

Стоит отметить, что фары следует покрывать лаком с хорошими характеристиками УФ-защиты. При этом выбирать такой лак, который не разбавляется разбавителем, который может плохо среагировать с поликарбонатом. Наносят лак в два слоя с межслойной сушкой 10 минут. Сушат при температуре 60 градусов в течение 30 минут. После чего фары можно устанавливать на машину.

Не оригинальная оптика.

Еще один способ немного сэкономить — покупка не оригинальной оптики. Сейчас, наверное, уже все знают о том, что BMW, MB или VAG и остальные компании сами фары не производят. Так что переплачивать за картонную коробочку с логотипом раза в полтора никто не хочет. Но и фирменную оптику по внутренним каталогам тоже дешевой не назовешь. Valeo, Hella, Osram и Bosch в курсе стоимости и авторитетности своих брендов, хотя их продукция обходится значительно дешевле, чем оригинал.

А вот как относиться к компаниям вроде DEPO и TYC? Стоит их брать или нет? За двадцать лет Тайвань подтянул свои изделия по качеству. Более того, DEPO и TYC имеют международные сертификаты QS 9000 и ISO 9002. Но это скорее маркетинг, а что там на самом деле? По мнению ремонтников, работающих с тайваньской оптикой, настроить световой пучок можно, свет получается чуть хуже, а фары в целом служат несколько меньше, быстрее выгорают рефлекторы и пескоструятся отражатели.

Однако больше всего нареканий получили настроечные приспособления с хрупкими пластиковыми шестеренками, которыми нормально отрегулировать свет можно лишь один раз, дальше придется как-то хитрить. А что вы хотели за такие деньги?

Модернизация штатного света автомобильных головных фар.

Теперь очень важный вопрос: а можно ли улучшить штатный свет? После того как правила серьезно ужесточились, это стало не так просто, как раньше. Хотя иногда это, может, и к лучшему. Вспомним любителей доморощенного тюнинга с колхозным, выжигающим сетчатку глаза встречного водителя, ксеноном. Теперь так запросто галогенки на ксенон или биксенон не поменять. Даже если, скажем, у вас есть б/у комплект с аналогичной модели более богатой комплектации, которой газоразрядный свет положен по штату.

Казалось бы, что проще — переставить и настроить фары. Но так уже не выйдет. Придется обратиться в специализированный сервис, имеющий сертификат на данные виды работ, и возить этот документ с собой. Сотрудники полиции, особенно, когда дело касается личного обогащения, могут легко вычислить в потоке машин ваш доработанный автомобиль по ряду признаков:

— Не хромированные ручки дверей.


— Голый пластик там, где он должен быть окрашен или обработан.


— Колеса не той размерности и колесные диски не того рисунка.

Способов много. Остановят, пробьют VIN и лишат вас прав на срок от 6 до 12 месяцев, ну или… вы сами знаете. В принципе установку нештатного ксенона можно осуществить абсолютно легально, нужно лишь соблюдать ряд правил, в курсе которых ремонтные организации, занимающиеся данным вопросом и имеющие соответствующие разрешения от фискальных органов.

Но подобный тюнинг обойдется недешево. Да и хлопоты с оформлением переоборудования автомобиля, как того требует закон, заставят вас задуматься о целесообразности этой затеи. Порой процедура переоформления тюнинга занимает несколько месяцев.

Установка светодиодов вместо галогенных ламп.

Да и сам ксенон уже, можно сказать, вчерашний день. Есть другое решение. Можно воткнуть вместо лампы накаливания светодиодный источник, соответствующий по конфигурации и характеристикам. Перегорит он уже не в этой жизни, светодиодные лампы под галогенный цоколь (Н4, Н7 и т. д.) уже давно в свободном доступе, да и стоят недорого. Причем, что особенно приятно, выпускают их не только никому не известные китайские фирмочки, но и такие монстры в деле освещения, как Philips и Osram. Соблазнительно, однако.

Интересно, что на стандартном риглоскопе, который применяется для выставления света в сервисах и на проверочных стендах, светодиоды от известных компаний дают вполне приемлемый результат. Однако, если копать глубже, на соответствие правилам ЕЭК ООН № 112-00, выясняется, что светодиоды в фарах под лампы накаливания применять нельзя. Слепят встречных водителей даже ближним светом. Так что подобный тюнинг под официальным запретом.

Увеличение мощности стандартных автомобильных галогенных ламп накаливания.

Многие автолюбители пытаются пойти по самому очевидному пути. Просто увеличить мощность стандартных ламп. Этот путь вряд ли доведет до добра, поэкспериментировать, конечно, можно. Любой производитель закладывает в свои изделия некоторый запас прочности, но лучше этого не делать.

Один из самых распространенных дефектов отражателей, выгорание, и чаще всего оно обусловлено применением ламп накаливания увеличенной мощности. Но это еще полбеды — от перегрева могут помутнеть рассеиватели, которые после этого полировкой уже не восстановить, или может попросту погореть проводка. Тоже весьма популярный итог бездумного внедрения в бортовую сеть автомобиля мощных ламп.

Линзованная автомобильная оптика.

Вспомним теперь о достаточно популярном в наше время решении: линзованной оптике. Мнения тут могут быть разные, однако многие сходятся в одном — подобные фары головного света выглядят привлекательнее. Линзованная оптика бывает трех видов: параболическая, прожекторная и с FF-дефлекторами. Каждая из них применяется в соответствии с источниками освещения и поставленными задачами.

Если говорить о галогенных фарах, то плюсы здесь минимальные, основной бонус — внешний вид автомобиля. Однако линзы помогают лучше сконфигурировать световой пучок и слегка увеличить дальность освещения в небольших пределах. Но некоторые производители ставят даже на бюджетную технику подобные улучшения. Например приснопамятная Уздэу (ныне Ravon) в самом конце выпуска своего бестселлера «Нексии» устанавливала даже в базе GL линзованную оптику.

Для того чтобы добавить в обычные галогенки линзы, придется потрудиться. Часто это не имеет смысла, нормочасы нынче стоят денег, если в более дорогих комплектациях есть линзованные фары, возможно, имеет смысл их просто приобрести и установить, то на то и выйдет. Замену или установку линз также необходимо легализовывать.

По материалам автомобильного журнала «Кузов».


Владимир Кузьменко.