Правка-рихтовка вмятин деталей кузова термомеханическим способом


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

В случае аварии и в процессе эксплуатации автомобиля у многих деталей (валов, осей, рычагов, рам, кузовных панелей) появляются остаточные деформации: изгиб, скручивание, коробление, вмятины. Для устранения этих дефектов используется правка-рихтовка. Правка-рихтовка в зависимости от степени деформации и размеров детали может выполняться механическим, термомеханическим и термическим способами. 

Правка-рихтовка деталей автомобиля механическим, термомеханическим и термическим способами, последовательность операций процесса горячей осадки при ремонте кузова.

Механическая правка-рихтовка давлением может производиться в холодном состоянии или с нагревом. Правка-рихтовка с нагревом выполняется при необходимости устранения больших деформаций детали. Она осуществляется при температуре 600-800 градусов. Нагревается либо часть детали, либо вся деталь. Правка завершается термической обработкой всей детали.

При термомеханическом способе правки деталь нагревается равномерно по всему деформированному сечению с последующей правкой внешним усилием. Нагрев осуществляется газовыми горелками до температуры отжига (750-800 градусов).

Чаще всего в авторемонтном производстве правка и рихтовка применяются при кузовном ремонте. В большинстве случаев ремонт кузова носит локальный характер. Он выполняется путем механического (рихтовка) и теплового (местный нагрев) воздействия на металл. Главная задача обработки состоит в сглаживании всех неровностей, оставшихся после повреждения панели кузова.

Процесс предварительного и окончательного выравнивания вмятин на кузове автомобиля.

Процесс предварительного выравнивания вмятин — выколотка — производится выбиванием вогнутой части панели до получения ее правильной геометрической формы. А процесс окончательного выравнивания поверхности без применения дополнительных материалов — правка-рихтовка — выполняется после выколотки. Это очень трудоемкий вид обработки, требующий высочайшей квалификации мастера.

Ручная правка-рихтовка деталей автомобиля выполняется специальными рихтовочными молотками и поддержками. Они подбираются по профилю восстанавливаемых панелей. В ряде случаев при выполнении правки-рихтовки кузовной панели есть возможность значительно уменьшить объем работы, используя методы локального теплового воздействия на обработанный участок.

В большинстве случаев при деформации панельной детали металл в этой зоне «вытягивается». При этом деформация может быть упругой и пластичной. До определенной нагрузки металл «помнит» свою первоначальную форму. И после снятия нагрузки возвращается в исходное состояние.

Когда предел упругости превышается, деформация металла становится необратимой, металл растягивается. Общий объем металла в зоне деформации измениться не может. Следовательно, толщина листа становится меньше, а его площадь больше. Появляется лишний металл, который необходимо убрать. Вернуть растянутый участок в первоначальное положение, осаживать его, затратив при этом минимум сил, можно при правильном чередовании нагрева и охлаждения.

Последовательность операций процесса горячей осадки при ремонте вмятин на кузове автомобиля.

При этом следует учитывать главные особенности тепловой рихтовки. Во-первых, хотя с помощью тепловых напряжений можно устранить любую деформацию, использование тепловой правки в кузовном ремонте сильно ограничивается малой толщиной панельной детали. Тонкий стальной лист быстро прогревается по всей площади и возникающей при этом силы сжатия оказывается недостаточно.

Во-вторых, локальный нагрев стальной панельной детали необходимо ограничить температурой 600-650 градусов. Так как при более высокой температуре начинается обычная пластическая деформация без возникновения каких-либо напряжений в металле.

Комбинация механической рихтовки и тепловой обжимки необходима в тех случаях, когда деформированная поверхность сильно растянута. То есть имеется большой избыток металла. При таком варианте рекомендуется обычной рихтовкой «согнать» избыток металла в один или несколько куполообразных выступов. Каждый из которых затем правится отдельно путем нагрева и, при необходимости, последующего резкого охлаждения. Таким способом (горячей осадкой) удается устранить достаточно большие деформации панельных элементов кузова.

По материалам книги «Технологические процессы ремонта автомобилей».


Виноградов В. М.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде