Применение ручной дуговой сварки и наплавки при ремонте деталей


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Ремонт стальных деталей и устранение повреждений деталей автомобилей часто производят с помощью ручной дуговой сварки и наплавки поврежденных деталей. Особенно когда нерационально или невозможно применение механизированных способов сварки. 

Применение ручной дуговой сварки и наплавки стальных деталей, выбор электродов, основные параметры режимов ручной дуговой сварки и наплавки, схема ручной электродуговой наплавки.

Большинство автомобильных деталей изготавливают из среднеуглеродистых сталей. При ручной дуговой сварке и наплавке поврежденных деталей из этих сталей возникают определенные трудности. Они связаны с нарушением термообработки, окислением металла и выгоранием легирующих элементов. Поэтому очень важен правильный выбор электродов и режима ручной дуговой сварки.

В качестве электродов при ручной дуговой сварке применяют стальные стержни с покрытием. Марку электрода выбирают по справочной литературе в зависимости от материала восстанавливаемой детали. Стержень электрода изготавливают из проволоки Cв-08, Cв-08Г2С, Cв-18ХГСА. Для наплавки используют проволоку марки Нп-65, Нп-65Г, Нп-30ХГСА.

Электродные покрытия подразделяют на тонкие и толстые. Тонкие покрытия, состоящие из смеси мела (80–85 %) и жидкого стекла (15–20 %), стабилизируют электрическую дугу и содержат ионизирующие вещества.

При необходимости получения в металле высоких физико-механических свойств используют электроды с толстым покрытием. Они кроме ионизирующих веществ содержат также шлакообразующие, раскисляющие и легирующие вещества. В качестве шлакообразующих веществ применяют порошки полевого шпата, кварцевого песка, мрамора. Они при сварке плавятся и образуют шлаковые корочки, надежно защищающие расплавленный металл от окисления.

Схема ручной электродуговой наплавки.

В качестве раскисляющих веществ в электродные покрытия вводят порошки алюминия, ферромарганца, ферросилиция. Они активно соединяются с кислородом окислов и восстанавливают наплавленный металл. Легирующие вещества – феррохром, ферроникель и другие – при плавлении электрода насыщают металл легирующими элементами и улучшают его свойства.

Для ручной дуговой сварки используют электроды, обозначаемые буквой «Э» с двузначной цифрой через дефис: например, Э-42. Цифра показывает прочность сварочного шва на разрыв. Наплавочные электроды обозначают двумя буквами «ЭН» и цифрами. Они показывают гарантированную твердость наплавленного данным электродом слоя. Каждому типу электрода соответствует несколько марок составов обмазок.

По входящим в них веществам все электродные покрытия разделяют на следующие группы:

— Рудно-кислое — Р.


— Рутиловое — Т.


— Фтористо-кальциевое — Ф.


— Органическое — О.

Наиболее распространены электродные покрытия:

— Рудно-кислое (ОММ-5, ЦМ-7, ЦМ-8 и другие).


— Рутиловое (АНО-1, АНО-3, АНО-4, АНО-12, ОЗС-3, ОЗС-4, ОЗС-6 и другие).


— Фтористо-кальциевое (УОНИ-13/45, УОНИ-13/55, ЦЛ-9, ОЗС-2, АНО-7 и другие).

Качество ручной дуговой сварки и наплавки плавящимися электродами зависит от режима, который устанавливают в соответствии с размерами и материалом восстанавливаемой детали. Основными параметрами режимов ручной дуговой сварки и наплавки являются диаметр электрода, зависящий от толщины свариваемого металла ремонтируемого изделия, и сила сварочного тока, а при применении постоянного тока еще и полярность.

Основные параметры режимов ручной дуговой сварки и наплавки.

Для получения минимальной глубины проплавления основного металла и уменьшения нагрева детали электрод наклоняют в сторону, обратную направлению наплавки, а также применяют обратную полярность (минус на деталь, плюс на электрод). Напряжение дуги составляет 22-40 В.

В подвижных ремонтных мастерских войскового звена ПАРМ-1М1 и ПАРМ-3М1 для ручной дуговой сварки деталей применяется установка УДЗ-103У2 (сварочный преобразователь постоянного тока типа ПД-1601У2) в МРС-АТ-М1 и электросварочный агрегат на одноосном прицепе. Он состоит из сварочного генератора типа ГД-303У2, спаренного с бензиновым, четырехтактным двигателем внутреннего сгорания.

По материалам книги «Ремонт военной автомобильной техники».


Тарасенко П.Н.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде