Принцип действия антиблокировочной системы тормозов ABS на УАЗ


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Антиблокировочная система тормозов ABS автомобилей УАЗ старого грузового ряда, это санитарные автомобили УАЗ-396295, грузопассажирские автомобили УАЗ-396255 и микроавтобусы УАЗ-220695 состоит из гидравлической и электрической частей. Гидромодулятор системы ABS встраивается в разрыв тормозной магистрали автомобиля и имеет первичный передний и вторичный задний тормозные контуры. 

Передний контур имеет две гидравлические ветви торможения отдельно для левого и правого колеса, а ветви торможения задней оси объединены в одну. Гидромодулятор ABS автоматически регулирует тормозные силы для каждого контура, при этом механический регулятор давления в тормозной системе для снижения тормозных сил задней оси не требуется. Тормозные силы регулируются посредством изменения в гидромодуляторе ABS проходного сечения впускных и выпускных гидроконтуров.

Импульсное силовое управление гидромодулятором осуществляется шестью быстродействующими гидравлическими клапанами и электронасосом от встроенного в гидромодулятор электронного блока управления (ЭБУ).

Каждое колесо имеет свой синхродиск на 48 зубьев и датчик скорости колеса, что позволяет ЭБУ определить радиальную скорость колеса и вычислить линейную скорость колеса в км/ч. Кроме того, ЭБУ определяет интенсивность разгона или торможения автомобиля по датчику ускорения. Электронный блок управления также получает сигнал начала торможения от выключателя педали тормоза.

Гидравлическая схема антиблокировочной системы тормозов ABS на УАЗ-396295, УАЗ-396255 и УАЗ-220695.

Обозначения гидравлической схемы АБС :

1 — бачок главного тормозного цилиндра;


2 — цилиндр тормозной главный;


3 — усилитель тормозной вакуумный;


4 — педаль тормоза;


5 — гидромодулятор:


FL — колесо переднее левое;


FR — колесо переднее правое;


RL — колесо заднее левое;


RR — колесо заднее правое;


MC1 — контур тормозной первичный;


MC2 — контур тормозной вторичный;


M1 — электропривод насоса (мотор) ;


RP1 — насос откачивающий первичного контура;


RP2 — насос откачивающий вторичного контура;


EV-RA — клапан впускной задней оси;


EV-FL — клапан впускной переднего левого колеса;


EV-FR — клапан впускной переднего правого колеса;


AV-RA — клапан выпускной задней оси;


AV-FL — клапан выпускной переднего левого колеса;


AV-FR — клапан выпускной переднего правого колеса;


A1 — аккумулятор гидравлический первичного контура;


A2 — аккумулятор гидравлический вторичного контура;


N — ниппель гидравлический.

Принцип действия антиблокировочной системы тормозов ABS на УАЗ-396295, УАЗ-396255 и УАЗ-220695.

Если после нажатия педали тормоза наблюдается блокировка, например, переднего левого колеса FL, то скорость этого колеса по показаниям датчика скорости будет ниже скорости других колес — автомобиль начнет разворачивать вокруг вертикальной оси этого колеса.

Чтобы этого не произошло, гидромодулятор по сигналу электронного блока управления закрывает впускной клапан EV-FL и открывает выпускной клапан AV-FL этого колеса — тормозная жидкость начинает уходить из контура этого колеса в гидроаккумулятор A1, тормозное усилие снижается и колесо начинает вращаться.

Как только скорость колеса выровняется со скоростью других колес, выпускной клапан AV-FL призакрывается, а впускной EV-FL приоткрывается, обеспечивая требуемое снижение тормозных сил для данного колеса, что зависит от силы сцепления шины колеса с дорогой.

Одновременно гидромодулятор увеличивает тормозное усилие заднего левого колеса RL, то есть призакрывается выпускной клапан AV-RA и приоткрывается впускной клапан EV-RA. Это позволяет развернуть автомобиль в обратную сторону относительно заднего левого колеса, то есть вернуть его на прежнюю колею движения.

Таким образом, чтобы снизить тормозные силы на колесе, нужно увеличить открытие выпускного клапана и уменьшить открытие впускного клапана, а чтобы увеличить тормозные силы на колесе, нужно уменьшить открытие выпускного клапана и увеличить открытие впускного клапана. Интенсивность изменения тормозных сил зависит от интенсивности торможения автомобиля, то есть чем выше отрицательное ускорение, тем быстрее изменяются тормозные силы.

Тормозная жидкость, накапливающаяся в гидроаккумуляторах A1 и A2, постоянно сбрасывается в тормозной бачок посредством откачивающих насосов RP1 и PR2, которые приводятся в действие электроприводом M1. Работоспособность антиблокировочной системы тормозов ABS на УАЗ-396295, УАЗ-396255 и УАЗ-220695 ощущается по вибрирующей педали тормоза.

Сигнализация о неисправностях в антиблокировочной системе тормозов ABS на УАЗ-396295, УАЗ-396255 и УАЗ-220695.

Для информирования водителя, при наличии неисправностей в антиблокировочной системе тормозов ABS включаются расположенные на приборной панели контрольная лампа ABS или контрольная лампа EBD, которая одновременно является контрольной лампой неисправности гидропривода тормозов.

Включение контрольной лампы неисправности ABS, за исключением режима самотестирования при включении зажигания, свидетельствует о неисправности в системе ABS. Работа гидравлического привода тормозов в этом случае не нарушается, но возникшую неисправность необходимо устранить как можно скорее.

В аварийном режиме все впускные клапаны гидромодулятора должны быть открыты, что обеспечивает работу тормозов без корректирующего регулирования тормозных сил. При этом, для сохранения курсовой устойчивости автомобиля на скользкой дороге режим непрерывного тормозного усилия на педаль, как в случае наличия ABS, должен быть изменен на прерывистый, как без ABS.

Включение красной контрольной лампы EBD и аварийного состояния гидравлического привода тормозов, за исключением режима самотестирования при включении зажигания, свидетельствует о наличии критической неисправности, например неисправность встроенной системы распределения тормозного усилия EBD или нарушение герметичности гидравлического привода рабочих тормозов. Эксплуатация автомобиля в этом случае запрещается до устранения неисправности.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде