Проверка и ремонт головки блока цилиндров ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 PRO


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Головка блока цилиндров двигателей серии ZMZ PRO отлита из алюминиевого сплава. Перед ремонтом необходимо определить ремонтопригодность головки блока цилиндров ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052. 

Проверка и ремонт головки блока цилиндров ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO, ее клапанного механизма и распределительных валов.

Головка блока цилиндров является неремонтопригодной в следующих случаях:

– Наличие пробоин, прогара и трещин на стенках камеры сгорания и разрушения перемычек между гнездами.


– Износы отверстий под шейки распределительных валов более максимально допустимого значения.


– Износы отверстий под гидротолкатели и гидронатяжитель свыше максимально допустимого значения.

Для замера диаметра опор распределительных валов в головке блока цилиндров ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 крышки опор, с целью их центрирования, закрепить с помощью оправки. В качестве которой допускается использовать новые гидротолкатели.

При неплоскостности поверхности сопряжения головки блока цилиндров с блоком цилиндров (измеряется на контрольной плите с помощью щупа) более допустимой величины, обработать поверхность до устранения дефекта. Но до размера высоты головки не менее 142,7 мм.

Минимальная высота головки блока цилиндров ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.

Контролируемые размеры, зазоры и параметры при ремонте головки блока цилиндров ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, клапанного механизма и распределительных валов.

Размеры и зазоры сопрягаемых деталей блока цилиндров ЗМЗ-409051.10 и ЗМЗ-409052.10, ZMZ PRO.

Для проверки герметичности клапанов необходимо залить керосин поочередно во впускные и выпускные каналы головки блока цилиндров. Протекание керосина из-под тарелок клапанов свидетельствует об их негерметичности. «Рассухарить» клапаны с помощью специального приспособления и уложить в порядке, соответствующем расположению клапанов в головке. Для последующей установки на прежние места.

Снятие клапанных пружин с головки блока цилиндров ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.

Удалить нагар со снятых клапанов, который мешает полному наполнению цилиндров горючей смесью. Притереть клапаны, используя притирочную пасту. Составленную из одной части микропорошка М-20 и двух частей масла И-20А. Перед началом притирки следует проверить, нет ли коробления тарелки клапана и прогорания клапана и седла. При наличии этих дефектов восстановить герметичность клапана одной притиркой невозможно и следует сначала прошлифовать седло, а поврежденный клапан заменить новым.

Клапаны с деформированными стержнями, значительной выработкой на торце или трещинах на тарелке также подлежат замене. Если зазор между клапаном и втулкой превышает 0,20 мм, то герметичность также не может быть восстановлена. В этом случае клапан или втулку, в зависимости от износа, следует заменить новыми.

При негерметичности клапана из-за дефектов рабочей фаски клапана (износ, риски, раковины) обработать рабочую фаску клапана по данным ниже размерам. При этом расстояние от плоскости контрольного диаметра до плоскости тарелки не должно быть менее 1,3 мм для впускного клапана и 1,8 мм для выпускного.

Размеры для обработки фасок впускных и выпускных клапанов головки блока цилиндров ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.

Если увеличенный зазор между направляющей втулкой и клапаном не может быть восстановлен заменой клапана, втулку клапана следует заменить. Перед выпрессовыванием направляющих втулок необходимо определить ремонтопригодность головки блока цилиндров.

Головка блока цилиндров ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 является ремонтопригодной, если после перешлифовки седла расстояние от оси распределительного вала до торца стержня клапана, прижатого к рабочей фаске седла, будет составлять не менее 35,5 мм. Если данное условие невыполнимо – головка блока цилиндров ремонту не подлежит.

Выпрессовывание направляющей втулки производится с помощью оправки. При расстоянии менее 35,5 мм не будет обеспечена посадка клапана на седло в результате предельного сжатия гидротолкателя. Перед установкой направляющую втулку клапана охладить в двуокиси углерода (сухом льду) до минус 40-45 градусов. А головку блока цилиндров нагреть до температуры плюс 160-170 градусов.

Выпрессовка втулки клапана из головки блока цилиндров ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.

Втулки при сборке должны вставляться в гнезда головки свободно или с легким усилием до размера выступания верхнего торца втулки над телом головки 8-8,3 мм. После установки направляющей втулки развернуть отверстие втулки под клапан и прошлифовать фаску седла, центрируя инструмент по отверстию во втулке.

Обработать вспомогательные фаски под углом 20, 15, и рабочую фаску под углом 45 градусов. С учетом размера базового диаметра 36 мм или 30,5 мм и ширины фаски согласно размеров ниже. При обработке седла обеспечить концентричность фаски на седле клапана с отверстием во втулке в пределах 0,025 мм общих показаний индикатора. Биение рабочей фаски седла относительно отверстия втулки 0,05 мм.

По окончании обработки седел и притирки клапанов все газовые каналы тщательно очистить и продуть сжатым воздухом, чтобы не осталось абразивной пыли. Стержни клапанов перед сборкой смазать маслом, применяемым для двигателя.

Обработка новых седел впускных и выпускных клапанов головки блока цилиндров ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.

Напрессовать на направляющие втулки клапанов новые маслоотражательные колпачки с помощью оправки. Вставить клапаны во втулки согласно их расположению до снятия и собрать их с пружинами с помощью приспособления. Убедиться, что сухари вошли в кольцевые канавки клапанов. Рекомендуется маслоотражательные колпачки при ремонте головки блока цилиндров ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 всегда заменять новыми.

Размеры и зазоры сопрягаемых деталей привода клапанов ЗМЗ-409051.10 и ЗМЗ-409052.10, ZMZ PRO.

С течением времени резина маслоотражательных колпачков теряет эластичность. Появляются трещины и расслоения. Это способствует проникновению масла в камеру сгорания и повышенному угару масла.

Резьбовые отверстия, имеющие износ или срывы резьбы более двух ниток, ремонтируются:

— Нарезанием резьбы увеличенного ремонтного размера.


— Постановкой резьбовых ввертышей с последующим нарезанием в них резьбы нормального размера.


— Установкой резьбовых спиральных вставок.

Последний способ ремонта наиболее эффективный и малотрудоемкий. При срыве резьбы под свечи зажигания более одной нитки поставить резьбовые пружинные вставки ВР14х1,25х15 ТУ 10.16.0001.150-89.

Замерить объем камер сгорания головки блока цилиндров ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 при установленных клапанах и свечах зажигания. Объем камер сгорания должен составлять 55-57,5 см3. При этом разница объемов в одной головке должна быть не более 1,5 см3. Для приведения объема камер в норму, допускается срезать необходимый объем вытеснителей–приливов, находящихся по бокам камеры сгорания между впускными и выпускными клапанами.

При подсборке головки блока цилиндров ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 необходимо обязательно очистить камеры сгорания и газовые каналы головки блока цилиндров от нагара и отложений. Протереть и продуть сжатым воздухом.

Проверка упругости клапанных пружин головки блока цилиндров ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.

При ремонте головки блока цилиндров ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 необходимо проверить упругость клапанных пружин. Так как при длительной работе их упругость падает, и нарушается кинематическая связь отдельных звеньев газораспределительного механизма. Это приведет к снижению мощности, перерасходу топлива, перебоям в работе двигателя и стукам клапанов. Уменьшение контрольных нагрузок клапанных пружин не должно превышать 10% от номинальных величин.

Усилие новой клапанной пружины (одинарная пружина):

— При сжатии ее до длины 34,7 мм должно быть 251,3±18,8 Н (25,6±1,9 кгс).


— При сжатии до 25,7 мм – 490±31,8 Н (50±3,3 кгс).

Пружины, имеющие наработку более 200 000 километров пробега подлежат замене, независимо от результатов контроля.

Проверка распределительных валов головки блока цилиндров ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.

При наличии трещин любого характера распределительные валы подлежат выбраковке. Поверхности опорных шеек и кулачков должны быть без задиров и глубоких раковин и не иметь износов, превышающих предельно допустимые. После проверки валов необходимо зачистить и отполировать поверхности шеек и кулачков.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде