Проверка и ремонт стартеров 42.3708 и 4211.3708-01, регулировка


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

У стартеров 42.3708 и 4211.3708-01 одна и та же конструкция, схема электрического подключения и мощность в 1.2 кВт, но они выпускаются различными предприятиями и поэтому имеют разные обозначения. 

Для проверки и ремонта стартеров их надо разобрать и очистить детали от грязи. Затем осмотреть и проверить детали и узлы. Неисправные или поврежденные детали заменить.

Электрическая схема включения стартеров 42.3708 и 4211.3708-01.

Проверка и ремонт корпуса стартеров.

С помощью прибора или контрольной лампы, включенной в сеть переменного тока, проверьте нет ли замыкания катушек обмотки возбуждения на корпус. При проверке контрольной лампой соедините ее с корпусом и выводом, расположенным на корпусе. Если лампа горит, то это указывает на повреждение изоляции катушек обмотки возбуждения.

В этом случае пронумеруйте полюса катушек, отверните винты крепления полюсов и снимите катушки обмотки возбуждения. Поврежденные места изоляции обмотайте изоляционной лентой. После этого полюса и катушки установите на место. Винты полюсов закерните.

Проверка и ремонт крышки со стороны коллектора стартера.

С помощью прибора или контрольной лампы проверьте нет ли замыкания изолированных щеткодержателей на корпус. В случае замыкания замените изоляционную прокладку и втулку заклепок щеткодержателя. Щетки в щеткодержателях должны перемещаться свободно, без заеданий. Проверьте состояние втулки подшипника в крышке и в случае износа замените. Диаметр отверстия новой втулки после запрессовки и развертки должен быть 12,5+0,035 мм. При высоте щеток менее 6-7 мм замените их.

Проверка и ремонт крышки со стороны привода стартера.

Проверьте состояние втулки (подшипника) в крышке и в случае износа замените втулку. Диаметр отверстия новой втулки после запрессовки и развертки должен быть 12,5+0,035 мм.

Проверка и ремонт ротора стартеров 42.3708 и 4211.3708-01.

Проверьте с помощью прибора или контрольной лампы нет ли замыкания обмотки ротора на пакет железа ротора. Для этого подсоедините один конец к любой из ламелей ротора, а другой — к пакету железа ротора. При этом лампа не должна гореть.

Внимательно осмотрите ротор. Передняя часть обмотки ротора должна быть по диаметру меньше пакета железа. Увеличенный диаметр передней части обмотки указывает на разнос обмотки. Такой ротор замените. Концы проводов обмоток должны быть надежно припаяны к клеммам коллектора. Проверьте нет ли замыканий между витками ротора. В случае обнаружения замыкания замените ротор.

Коллектор ротора должен быть чистым. В случае значительной шероховатости коллектора или выступания слюды проточите его на токарном или специальном станке. После проточки коллектор отшлифуйте до шероховатости поверхности по 7 классу.

Биение коллектора относительно цапф вала не должно превышать 0,05 мм. Биение пакета железа ротора относительно цапф вала не должно превышать 0,25 мм. Одновременно проверьте нет ли прогиба вала, так как прогиб может оказаться причиной заедания привода на шлицевой части вала.

Если на валу ротора в том месте, где вращается шестерня стартера, имеется желтый налет от подшипника, то его следует удалить мелкой шкуркой. Наличие желтого налета часто приводит к заеданию шестерни на валу после пуска двигателя и к смещению обмотки ротора.

Проверка и ремонт привода стартеров.

Осмотрите привод стартера снаружи и проверьте нет ли пробуксовки. Привод должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицевой части вала. При сильном износе втулок (подшипников) привода замените их.

При удержании ротора шестерня должна свободно вращаться по часовой стрелке. Против часовой стрелки шестерня должна вращаться только вместе с ротором. Проверку муфты свободного хода на пробуксовку производите на стенде при испытании стартера на полное торможение.

Проверка и ремонт тягового реле стартера.

Исправность втягивающей и удерживающей обмоток проверяйте с помощью омметра или замеряя сопротивление с помощью вольтметра и амперметра. В случае неисправности обмоток тяговое реле замените. Контакты на клеммовых болтах зачистите, а при сильном их выгорании поверните болты на 180 градусов вокруг оси. При сильном износе контактного диска поверните его не изношенной стороной к контактам. Якорь тягового реле должен свободно перемещаться в корпусе.

Особенности сборки стартеров 42.3708 и 4211.3708-01 после проверки и ремонта.

Перед сборкой смажьте подшипники, цапфы и шлицевую часть вала стартера моторным маслом. Соберите узел ротора стартера, для чего на его вал наденьте промежуточный подшипник, привод и упорный узел, состоящий из упорного и замкового колец. Для удобства установки замкового кольца применяйте оправку.

Установите на ротор со стороны коллектора упорную шайбу. При окончательной затяжке стяжных винтов корпуса совместите штифты и пазы на крышках и корпусе. Проверьте величину осевого зазора ротора, который должен быть примерно 0,8 мм. После сборки проверьте и отрегулируйте стартер.

Регулировка стартеров 42.3708 и 4211.3708-01 после сборки.

Установка шестерни в выключенном положении должна быть не более 34 мм от привалочной плоскости фланца стартера. Проверьте полный ход шестерни при включенном тяговом реле. Расстояние между торцом шестерни и упором должно быть 4+-1 мм. Этот зазор регулируйте поворотом эксцентриковой оси рычага включения привода. После регулировки затяните гайку оси.

Контрольная проверка стартеров 42.3708 и 4211.3708-01.

Для проверки стартера необходимы низковольтный агрегат или полностью заряженная батарея, вольтметр постоянного тока со шкалой от 0 до 30 Вольт, амперметр постоянного тока с шунтом до 1000 Ампер, тахометр со шкалой до 10 000 оборотов в минуту и динамометр.

Схема включения стартера для контрольной проверки.

Проверку производите на специальном стенде. При отсутствии специального стенда укрепите стартер в тисках и соедините его с аккумуляторной батареей, зажим стартера соедините через амперметр с положительной, а корпус стартера — с отрицательной клеммой батареи. Для соединения стартера с батареей примените провода сечением не менее 25-35 мм2. Силу тока и частоту вращения ротора при испытании на холостом ходу измерьте через 30 секунд после включения стартера.

Стартера 42.3708 и 4211.3708-01 считаются выдержавшими испытание, если при напряжении 12 Вольт они потребляют ток не более 75 Ампер и развивают частоту вращения не менее 5000 оборотов в минуту.

При тугом вращении ротора, которое обычно вызывается перекосами в результате неправильной сборки стартера или задеванием ротора за полюсы, а также при замыкании обмотки ротора на массу или при межвитковом замыкании обмотки ротора, стартер потребляет ток большей силы, а частота вращения ротора меньше указанной.

Малая величина потребляемого тока и пониженная частота вращения при нормальном напряжении на зажимах стартера свидетельствуют о плохом контакте в соединениях проводов или слабом нажатии пружин на щетки.

Контрольная проверка стартеров 42.3708 и 4211.3708-01 при полном торможении.

Для проверки стартера при полном торможении закрепите на шестерне привода рычаг соединенный с динамометром. Лучше используйте гидравлический динамометр. Тормозной момент определяется по формуле :

M=PL


M — тормозной момент, Нм (кгсм);


P — показание динамометра, Н (кгс);


L — длина рычага, м

Во избежание перегрева стартера испытание производите в течение короткого времени. Если при заторможенной шестерне ротор вращается, то замените привод. При проведении этой проверки соблюдайте осторожность, так как в момент включения стартера произойдет сильный рывок рычага, укрепленного на шестерне.

Исправный стартер при использовании полностью заряженной батареи потребляет ток не более 520 Ампер при напряжении не более 7 Вольт и развивает момент, равный примерно 15,7 Нм (1,6 кгсм). Если потребляемый ток более 520 Ампер, а тормозной момент менее 15,7 Нм (1,6 кгсм), то это указывает на неисправность обмотки ротора или обмотки возбуждения.

Если величина тормозного момента и сила потребляемого тока менее нормальной, то это, при нормальном напряжении на зажимах стартера, указывает на плохие контакты внутри стартера или на слабое нажатие пружин на щетки. Напряжение на зажимах стартера менее 7 Вольт указывает на плохие контакты в проводах или на неисправность батареи.

Дополнительное реле стартера.

Дополнительное реле стартера в эксплуатации особого обслуживания не требует. Проверку реле производите по схеме расположенной ниже. Плавным перемещением движка реостата 2 увеличивайте напряжение до момента включения реле 4, при этом загорается контрольная лампа 3. Перемещением движка в противоположную сторону уменьшите напряжение до момента выключения реле, лампа гаснет.

Схема включения дополнительного реле стартера для проверки и регулировки.

Дополнительное реле стартера считается исправным, если включение его происходит при напряжении 5,5-8,5 Вольт, а выключение при напряжении 2-4,5 Вольта. Зазор между якорем и сердечником при замкнутых контактах должен быть не менее 0,15 мм, а зазор между контактами в разомкнутом состоянии — не менее 1,0 мм.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде