Проверка состояния деталей и ремонт стартера двигателя УМЗ-421


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Стартер подлежащий проверке или ремонту необходимо снять с двигателя и разобрать. Ремонт стартера начинается с его очистки от грязи и проверки. Обнаруженные после проверки поврежденные и изношенные детали должны быть отремонтированы или заменены новыми. 

Проверка состояния деталей и ремонт стартера двигателя УМЗ-421.
Корпус стартера.

С помощью ампервольтметра проверить отсутствие короткого замыкания катушек возбуждения на корпус стартера. Для этого необходимо щупами прибора коснуться общего вывода обмоток возбуждения и корпуса стартера. В случае короткого замыкания прибор покажет нулевое сопротивление.

В этом случае необходимо занумеровать полюсы катушек, на специальном приспособлении отвернуть винты крепления полюсов и снять обмотки возбуждения. Поврежденные места изоляции отремонтировать изоляционной лентой. После этого полюсы и катушки поставить на место. Винты полюсов закернить.

Крышка стартера со стороны коллектора.

С помощью ампервольтметра проверить отсутствие замыкания изолированных щеткодержателей на корпус стартера. При коротком замыкании следует заменить изоляционную прокладку и втулку заклепок щеткодержателя. Покачивание щеткодержателей не допускается. Щетки в щеткодержателях должны перемещаться свободно, без заеданий.

Втулку крышки со стороны коллектора в случае ее износа заменить. Диаметр отверстия новой втулки после запрессовки и развертки должен быть 14+0.035 мм. с чистотой обработки Ra=2.5 мкм. Щетки, изношенные до высоты 5 мм, следует заменить.

Для проверки щеточных пружин необходимо крышку надеть на вал якоря. Установить щетки на место и проверить динамометром усилие пружин. Усилие должно быть в пределах 0.85-1.4 даН (0.85-1.4 кгс) в момент отрыва пружины от щетки. Концы щеточных пружин должны нажимать на середину щетки.

Крышка стартера со стороны привода.

В крышке со стороны привода следует проверить состояние втулки (подшипника), в случае необходимости в крышку установить новую втулку, диаметр отверстия которой после запрессовки и развертывания должен быть в пределах 12.5+0.035 мм.

Якорь стартера.

Проверить с помощью ампервольтметра отсутствие замыкания обмотки якоря на пакет якоря. Для этого подсоединить один конец к любой из ламелей якоря, а другой – к пакету железа якоря. В случае замыкания обмотки якоря на корпус прибор покажет нулевое сопротивление.

Внимательно осмотрите якорь стартера. Лобовая часть обмотки якоря должна быть по диаметру меньше пакета железа. Увеличенный диаметр лобовой части обмотки указывает на разнос обмотки. Такой якорь подлежит замене. Концы проводов обмоток должны быть надежно припаяны к петушкам коллектора. Проверить якорь стартера на отсутствие межвитковых замыканий. В случае обнаружения замыкания якорь заменить.

Коллектор якоря должен быть чистым. При значительной шероховатости коллектора или выступании изоляции его надо проточить на токарном станке, затем отшлифовать стеклянной шкуркой зернистостью 100 до шероховатости не более Rа = 1.25 мкм.

Биение коллектора относительно цапф вала не должно превышать 0.05 мм. Биение пакета железа якоря относительно цапф вала не должно превышать 0.25 мм. Одновременно проверить отсутствие прогиба вала, так как прогиб может оказаться причиной заедания привода на шлицевой части вала.

Если на валу якоря, в том месте, где вращается шестерня стартера, имеется желтый налет от подшипника, то его следует удалить мелкой шкуркой. Наличие желтого налета часто приводит к заеданию шестерни на валу после пуска двигателя и к разносу обмотки якоря.

Привод стартера.

Осматривают снаружи и проверяют на отсутствие пробуксовки. Привод должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицевой части вала. При сильном износе вкладышей (подшипников) шестерни привода их необходимо заменить. Диаметр отверстия новых вкладышей после запрессовки должен быть 14+0.15 мм.

При удержании якоря шестерня должна свободно вращаться по часовой стрелке. Против часовой стрелки шестерня должна вращаться только вместе с якорем. Проверка муфты свободного хода на пробуксовку производится при испытании стартера на полное торможение на стенде.

Осмотр и проверка тягового реле стартера.

Исправность втягивающей и удерживающей обмоток реле необходимо проверить с помощью омметра. Сопротивление втягивающей обмотки должно быть 0.28+-0.03 Ом, а удерживающий — 1.01+-0.075 Ом. Если обмотки неисправны, тяговое реле следует заменить.

Клеммовые болты надо зачистить, а при сильном их выгорании повернуть на угол 180 градусов вокруг своей оси. При сильном износе контактного диска повернуть его не изношенной стороной к контактам. Якорь тягового реле в корпусе должен перемещаться свободно. Если пружинное кольцо якоря имеет деформацию, его надо заменить новым или выправить.

Смазка стартера после ремонта.

Ремонт стартера заканчивается его сборкой и смазкой подшипников, цапф и шлицевой часть вала моторным маслом.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде