Ремонт топливного насоса Б9В, разборка, сборка, проверка давления


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Ремонт топливного насоса Б9В двигателя ЗМЗ-4021 производят в случаях прорыва диафрагмы, нарушения герметичности всасывающих или выпускного клапанов, потери эластичности уплотнителя тяги диафрагмы, а также износа рычага привода и текстолитовой шайбы тяги диафрагмы. 

Разборка топливного насоса Б9В двигателя ЗМЗ-4021.

— отвернуть два винта крепления крышки фильтра и осторожно снять крышку, резиновую уплотняющую прокладку и сетчатый фильтр насоса


— отвернуть восемь винтов крепления головки насоса к корпусу, осторожно снять головку и освободить диафрагму


— при необходимости замены клапанов выпрессовать из головки насоса обоймы клапанов, снять с обоймы резиновый клапан, пластину клапана и пружину, не рекомендуется без необходимости вывертывать из головки и крышки насоса топливоподводящий и отводящий штуцеры


— вывернуть из корпуса резьбовые заглушки оси рычага, вынуть ось рычага, предварительно сняв пружину рычага


— вынуть рычаг привода насоса и втулку рычага


— вынуть диафрагму вместе с тягой, пружиной, уплотнителем и держателем уплотнителя из корпуса насоса


— вынуть валик рычага ручного привода вместе с уплотнительным резиновым кольцом, предварительно освободив пружину рычага


— разобрать диафрагму, для чего отжать пружину и сняв стальной держатель уплотнителя, снять ее, отвернуть гайку тяги, снять пружинную шайбу, верхнюю чашку, лепестки диафрагмы, нижнюю чашку и уплотняющую шайбу.

Осмотр и замена деталей топливного насоса Б9В.

После разборки тщательно осмотреть состояние деталей топливного насоса, предварительно очистив и промыв их в керосине или бензине. При необходимости замены клапана особо обратить внимание на состояние седла в головке. Резиновые клапаны, прокладку крышки головки или лепестки диафрагмы, имеющие коробление и потерю эластичности, заменить. Разрывы диафрагмы не допускаются.

Сборка топливного насоса Б9В после ремонта и замены деталей.

Сборка топливного насоса осуществляется в порядке, обратном разборке. При этом особое внимание следует обращать на правильность подсборки диафрагмы и ее установке в насос. Перед сборкой необходимо проверить характеристику пружины насоса : свободная длина пружины — 50 мм, при нагрузке 5.1+0.3 кгс длина пружины должна быть 28.5 мм. Количество витков пружины — 6+0.5, наружный диаметр пружины — 24 мм, диаметр проволоки -1.8+-0.03 мм, материал — сталь 65ГА.

Подсборку диафрагмы рекомендуется производить в специальном приспособлении. Перед сборкой все детали промыть в чистом бензине, лепестки диафрагмы выдержать 30-40 минут в керосине и протереть чистой салфеткой с обеих сторон.

Затем вставить тягу в приспособление и последовательно надеть на выступающий конец тяги резиновый уплотнитель тяги, уплотнительную медную шайбу, нижнюю чашку (вогнутой стороной вниз), четыре лепестка диафрагмы, чтобы штифты приспособления вошли в ее отверстия, верхнюю чашку и завернуть гайку рукой на несколько ниток резьбы, поставив под нее пружинную шайбу.

Затем зажать все детали в приспособлении и довернуть гайку до отказа. Вынуть подсобранную диафрагму из приспособления, надеть пружину на тягу и высвободить из пружины резиновый уплотнитель. Отжать пружину и установить на резиновый уплотнитель стальной держатель.

При запрессовке обойм клапанов в головку топливного насоса необходимо обеспечить размеры между пластиной клапана и обоймой у впускных клапанов 1.5-1.8 мм, у нагнетательного — 2.0-2.3 мм. При сборке полностью подсобранной диафрагмы (с уплотнителем и пружиной, с головкой и корпусом) следует сначала слегка завернуть восемь винтов крепления головки к корпусу, а затем, отводя рычаг ручного привода в крайнее верхнее положение, полностью затянуть их.

Это позволит предотвратить прорыв диафрагмы или ее чрезмерную вытяжку в начале работы топливного насоса. Головка и крышка при сборке насоса должны быть поставлены относительно корпуса в положение, показанное на схеме ниже.

Проверка давления развиваемого топливным насосом Б9В.

После сборки следует проверить топливный насос на развиваемое давление. Проверку осуществляют непосредственно на автомобиле с двигателем работающим на минимально устойчивых оборотах холостого хода. Топливный насос отключают от карбюратора (питание двигателя осуществляется самотеком) и подсоединяют к манометру со шкалой до 1 кгс/см2. Для исправного насоса давление должно быть в пределах 0.23-0.32 кгс/см2.

Можно проверить давление топливного насоса, но менее точно, не отсоединяя его от карбюратора, а присоединив манометр через тройник, ввернутый на выходе топлива из насоса. Проверив давление, двигатель останавливают. Показания давления на шкале манометра должны сохраняться не менее 10 секунд. Более быстрое падение давления свидетельствует о неисправности топливного насоса.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде