Сборка шатунно-поршневой группы ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Перед сборкой шатунно-поршневой группы ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO, необходимо все старые детали очистить от нагара и смолистых отложений. Нельзя промывать в щелочных растворах детали, изготовленные из алюминиевых сплавов. Эти растворы разъедают алюминий. Для очистки таких деталей от нагара рекомендуются специальные растворы. 

Подсборка шатунно-поршневой группы ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO при сборке двигателя после ремонта, размерные группы, проверка пригодности поршня для работы.

Прежде всего надо подобрать поршни к цилиндрам. Поршни ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO, по наружному диаметру юбки и цилиндры по внутреннему диаметру сортируются на пять размерных групп. Поршни маркируются буквами на днище. Буква обозначения размерной группы диаметра цилиндра наносится краской на заглушках на левой стороне блока цилиндров. Поршни к цилиндрам должны быть подобраны группа в группу, в соответствии с таблицей ниже.

Размерные группы поршней и цилиндров блока ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Маркировка шатуна и поршня ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Допускается подбор поршней к цилиндрам, в том числе к работавшим цилиндрам без их обработки, из соседних групп при прохождении поршнем ниже приведенной проверки. Рекомендуется проверить пригодность поршня для работы в цилиндре, как указано далее.

Проверка пригодности поршня ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO для работы в цилиндре двигателя.

1) Поршень в перевернутом положении под действием собственной массы или под действием легких толчков пальцев руки должен медленно опускаться по цилиндру.

2) Замерить усилие протягивания динамометром ленты-щупа толщиной 0,05 мм и шириной 10 мм, опущенного на глубину 35 мм между стенкой цилиндра и вставленным в него в перевернутом положении поршнем. Нижний край юбки поршня должен быть углублен на 10 мм относительно верхнего торца блока.

Ленту – щуп размещать в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. То есть по наибольшему диаметру поршня. Усилие при протягивании ленты-щупа должно быть 29-39 Н (3-4 кгс) для новых цилиндров и поршней. Замеры цилиндров, поршней и протяжку поршней производить при температуре деталей плюс 17-23 градуса.

Подборка пальцев к поршням и шатунам и сборка поршней с шатунами и пальцами.

Поршни ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO по диаметру отверстия под палец сортируются на 2 размерные группы и маркируются римской цифрой на днище. Шатуны ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO по диаметру отверстия втулки под палец сортируются на 4 размерные группы и маркируются краской на стержне в зоне поршневой головки.

Поршневые пальцы по наружному диаметру сортируются на 2 размерные группы, которые маркируются римской цифрой на торце. Поршневые пальцы должны быть подобраны к поршням и шатунам в соответствии с таблицей ниже.

Соответствие пальцев поршням и шатунам ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Шатуны в сборе с крышкой по массе сортируются на четыре группы и маркируются краской на крышке шатуна. Цвет маркировки шатунов ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO:

– Белый, соответствует массе шатуна 900-905 г.


– Зеленый – 895-900 г.


– Желтый – 890-895 .


– Голубой – 885-890 г.

Для установки в двигатель ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO следует брать шатуны одной группы по массе. Разница массы устанавливаемых в двигатель узлов (поршень с шатуном) не должна превышать 22 грамма.

Смазать поршневой палец маслом, применяемым на двигателе, и вставить в отверстия поршня и шатуна. Шатуны и поршни при сборке с поршневым пальцем должны быть сориентированы следующим образом. Надпись «FRONT» на поршне, выступ А на кривошипной головке шатуна должны быть направлены в одну сторону.

Установка колец на поршень ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Проверить зазор в стыке поршневых колец, зазор между кольцом и канавкой и установить кольца на поршень. Замерить тепловой зазор в стыке колец, помещенных в верхнюю неизношенную часть цилиндра. От верхней кромки цилиндра до места расположения первого компрессионного кольца при нахождении поршня в ВМТ. Он должен быть не более 1,5 мм. Поверхность цилиндра предварительно очистить от нагара. Установка изношенных колец с зазором более 1,5 мм приведет к повышенному угару масла.

Замер теплового зазора в стыке поршневых колец.

Очистить днища поршней и канавки для поршневых колец от нагара. Замерить щупом боковой зазор между компрессионными кольцами и стенкой поршневой канавки. Для изношенных колец и поршней допускается максимальный зазор не более 0,15 мм. Больший зазор приведет к увеличенному угару масла за счет «насосного» действия колец. Заменить, при необходимости, изношенное кольцо или поршень.

Проверка бокового зазора между поршневым кольцом и канавкой в поршне ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Надеть с помощью приспособления поршневые кольца на поршень. Нижнее компрессионное кольцо устанавливать надписью «TOP» (верх) или маркировкой товарного знака предприятия-изготовителя в сторону днища (верха) поршня. Кольца в канавках должны свободно перемещаться.

Установка поршневых колец на поршень ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Установка поршней в цилиндры блока ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO.

Вставить поршни в цилиндры следующим образом:

– Сориентировать поршень с шатуном таким образом, чтобы надпись «FRONT» на поршне была обращена в сторону переднего торца блока цилиндров.


– Протереть салфеткой постели шатунов и их крышек. Протереть и вставить в них вкладыши.


– Повернуть коленчатый вал так, чтобы кривошипы первого и четвертого цилиндров заняли положение, соответствующее НМТ.


– Смазать вкладыши, поршень, шатунную шейку вала и первый цилиндр чистым маслом, применяемым для двигателя.

— Развести замки поршневых колец. Замки компрессионных колец сместить на 180 градусов друг относительно друга. Замки кольцевых дисковых элементов маслосъемного кольца установить один к другому под углом 180 градусов и под углом 90 градусов к замкам компрессионных колец. Замок пружинного расширителя установить под углом 45 градусов к замку одного из кольцевых дисковых элементов.

– С помощью специальной оправки с внутренней конусной поверхностью сжать кольца и вставить поршень в цилиндр.

Установка поршня с кольцами в цилиндр.

Перед установкой поршня следует еще раз проверить правильность положения поршня и шатуна в цилиндре. Подтянуть шатун за кривошипную головку к шатунной шейке и надеть крышку шатуна. Крышка шатуна на шатун должна быть установлена так, чтобы уступ Б на крышке шатуна и выступ А на кривошипной головке или пазы под вкладыши располагались с одной стороны.

Завернуть гайки болтов шатунов динамометрическим ключом моментом 68-75 Нм (6,8-7,5 кгсм). В таком же порядке вставить поршень с шатуном четвертого цилиндра. Повернуть коленчатый вал на 180 градусов и вставить поршни с шатунами второго и третьего цилиндров. Повернуть несколько раз коленчатый вал, который должен вращаться легко от небольшого усилия.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде