Сборка сигнализатора перегрева в автомобиль, схема и ее настройка


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Перегрев, это главный враг электрических и механических систем автомобиля. Но если превышение температуры будет замечено до того, как оно достигнет опасного уровня, перегретую деталь можно спасти. Или, по крайней мере, заменить без дополнительных повреждений. Электрическая схема температурного сигнализатора перегрева, служащего этой цели, показана на рисунке ниже. 

Сборка температурного сигнализатора перегрева в автомобиль, электрическая схема, принцип работы, монтаж сигнализатора перегрева и его настройка.

Показанный сигнализатор перегрева может использоваться для температурного контроля практически любого узла или детали автомобиля. Температурный датчик, представляющий собой два последовательно включенных диода, можно поместить на любую деталь. Температурный сигнализатор подаст сигнал, как только температура поднимется слишком высоко. При наблюдении за системой охлаждения датчик помещают прямо в охлаждающую жидкость.

Электрическая схема температурного сигнализатора перегрева с одним датчиком.

Работа схемы температурного сигнализатора перегрева.

Один из четырех операционных усилителей микросхемы LM324 работает как чувствительный компаратор напряжения на датчике с установленным уровнем. Со стабилитрона D3 снимается стабилизированное напряжение и подается на один из входов операционного усилителя IC-1.

Через резистор R1 подается прямое смещение на два входящих в датчик кремниевых диода. При комнатной температуре на аноде диода D1 напряжение 1,2 В. При повышении температуры это напряжение линейно уменьшается. Оно поступает на выход 2 микросхемы. Опорное напряжение берется с ползунка резистора R5, которым устанавливается порог срабатывания.

Пока напряжение, снимаемое с датчика, выше поступающего на выход 3 микросхемы, сигнал на выходе усилителя отсутствует. Как только напряжение на датчике понизится ниже опорного, на выходе усилителя появится напряжение, питающее звуковой сигнализатор.

Сборка и эксплуатация температурного сигнализатора перегрева.

Схема температурного сигнализатора перегрева не критична к расположению деталей. Конструкция устройства выбирается по вашему усмотрению. Детали монтируются на пластине изоляционного материала и помещаются в пластмассовый корпус. Лишь температурный датчик требует к себе особого внимания.

Диоды, входящие в него, должны быть защищены от воздействия окружающей среды и внешнего потенциала. Этого можно достигнуть, покрыв их тонким слоем эпоксидной смолы. Эта пленка должна быть сделана как можно тоньше, чтобы датчик мог быстро срабатывать на резкое изменение температуры.

Поместив датчик в сосуд с водой, нагретой до желаемой температуры, можно настроить схему на срабатывание при любой температуре ниже 100 градусов вращением переменного резистора R5. При этом температура воды определяется с помощью стеклянного термометра.

Температурный датчик может быть смонтирован на большинстве узлов и деталей автомобиля, которые могут выйти из строя от перегрева. Для контроля системы охлаждения датчик монтируется прямо на радиаторе. При этом необходимо следить, чтобы ни один из выводов датчика не имел электрического контакта с металлом.

Устройство четырехканального температурного сигнализатора перегрева.

Если необходимо установить контроль за несколькими областями, критичными к перегреву, можно использовать схему четырехканального температурного сигнализатора перегрева. Она показана на рисунке ниже. Такой сигнализатор рассчитан на четыре датчика. В нем 4 раза повторяется описанная выше схема с небольшими дополнениями в целях обеспечения ее работоспособности.

Электрическая схема температурного сигнализатора перегрева с четырьмя датчиками.

Транзистор Q1 выполняет функцию буферного усилителя, помогая избежать перегрузки стабилитрона от четырех входов операционных усилителей. Четыре светодиода D14-D17 указывают, какой из датчиков перегрет. При этом включается и звуковой сигнализатор.

Калибровка этого четырехканального температурного сигнализатора перегрева ничем не отличается от настройки одноканального сигнализатора перегрева. Но может быть использован и любой другой метод. Предварительно проверенные диоды включают в схему с точным соблюдением полярности.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде