Сцепление двигателя ЗМЗ-40524 на Газель, Соболь, диск 406.1601090


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Сцепление двигателя ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь сухое, однодисковое, с диафрагменной нажимной пружиной, состоит из двух основных частей : нажимной диск сцепления 406.1601090-03 в сборе и ведомый диск сцепления 4063.1601130-03 в сборе. 

Сцепление двигателя ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь, картер сцепления 4062.1601015-11, диск нажимной 406.1601090-03, диск ведомый 4063.1601130-03.

Для обеспечения точной соосности первичного вала коробки передач и подшипника, установленного в отверстие маховика, картер сцепления 4062.1601015-11 устанавливается на два штифта, запрессованных в задний торец блока цилиндров.

Нажимной диск сцепления 406.1601090-03 двигателя ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь.

Нажимной диск сцепления 406.1601090-03 состоит из кожуха, диска, диафрагменной нажимной пружины и опорного кольца, служащего опорой нажимной пружины. Диск с кожухом соединен посредством пластинчатых пружин.

К маховику кожух нажимного диска сцепления прикреплен шестью специальными центрирующими болтами. Между нажимным диском и маховиком усилием диафрагменной пружины нажимного диска зажат ведомый диск с фрикционными накладками. Шлицевой конец первичного вала коробки передач входит в ступицу ведомого диска. Сцепление в данном положении находится во включенном состоянии.

Каталожные номера сцепления двигателя ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь.

Выключение сцепления происходит тогда, когда при нажатии на педаль сцепления выжимная муфта с подшипником нажимает на концы лепестков нажимной пружины, в результате чего нажимной диск 406.1601090-03 благодаря усилию пластинчатых пружин отводится от ведомого диска, освобождая ведомый диск и разъединяя коленчатый вал двигателя и первичный вал коробки передач.

Ведомый диск сцепления 4063.1601130-03 двигателя ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь.

Фрикционные накладки ведомого диска 4063.1601130-03 соединены с диском посредством пружинных пластин, обеспечивающих осевую упругость диска, что необходимо для плавного включения сцепления и уменьшения износа фрикционных накладок. Крутящий момент от фрикционных накладок передается на ступицу ведомого диска через пружины и фрикционы демпферного устройства, служащего для уменьшения крутильных колебаний в трансмиссии и плавной передачи крутящего момента.

Ведомый и нажимной диски подвергнуты статической балансировке. Наружный диаметр фрикционных накладок равен 240 мм, внутренний — 160 мм, толщина накладок — 3,5 мм Размерность шлицев ступицы ведомого диска – 4×23×29 мм, число шлицев – 10.

Эксплуатация сцепления двигателя ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь.

Неправильная эксплуатация сцепления может привести к поломке деталей сцепления: соединительных пластин нажимного диска 406.1601090-03, к срыву, сильному износу фрикционных накладок, перегреву и короблению ведомого диска, разрушению гасителя крутильных колебаний.

Долговечность и надежность работы сцепления в большей мере зависит от правильного им пользования. Далее приведены основные правила правильного пользования сцеплением :

1. Выключайте сцепление быстро, до упора педали в пол.


2. Включайте сцепление плавно, не допуская как броска сцепления, сопровождающегося дерганьем автомобиля, так и замедленного включения с длительной пробуксовкой.


3. Не держите сцепление выключенным при включенной передаче и работающем двигателе на стоящем автомобиле (на переезде, у светофора и т.п.). Обязательно используйте в таких случаях нейтральную передачу в коробке передач и полностью включенное сцепление.


4. Не держите ногу на педали сцепления при движении автомобиля.


5. Не используйте пробуксовку сцепления как способ удержания автомобиля на подъеме.


6. Переключение через одну или две передачи вниз и включение сцепления, когда скорость движения автомобиля выше предельно допустимой для этой передачи, может привести к поломке ведущего диска сцепления.


7. Переключение на пониженную передачу производите с «перегазовкой» — предварительно перед включением сцепления нажмите на педаль газа для выравнивания частот вращения коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки передач с целью исключения рывка в трансмиссии при включении сцепления.

Техническое обслуживание сцепления двигателя ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь.

Уход за сцеплением заключается в периодической проверке крепления коробки передач к блоку цилиндров двигателя и степени изношенности фрикционных накладок. О степени изношенности фрикционных накладок можно судить по расстоянию между маховиком и нажимным диском при включенном сцеплении. Если это расстояние составляет менее 6 мм, то целесообразно снять ведомый диск для замены новым.

Расстояние между маховиком и нажимным диском 406.1601090-03 целесообразно проверять через 80 000 — 100 000 километров пробега при эксплуатации автомобиля в нормальных условиях и через 40 000 — 50 000 километров пробега при эксплуатации в тяжелых условиях.

Возможные неисправности сцепления двигателя ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь и методы их устранения.
Неполное выключение сцепления. Сцепление ведет.

— Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала. Зачистить шлицы.


— Неплоскостность и торцевое биение ведомого диска. Заменить ведомый диск или произвести его правку.

Неполное включение сцепления. Сцепление пробуксовывает.

— Ослабление диафрагменной пружины сцепления. Заменить нажимной диск.


— Попадание масла на фрикционные накладки ведомого диска. Заменить ведомый диск. При небольшом замасливании промыть накладки керосином и зачистить мелкой шкуркой.


— Чрезмерный износ фрикционных накладок. Заменить ведомый диск.

Вибрация, шумы и металлическое дребезжание в трансмиссии.

— Поломка или износ деталей демпферного устройства. Заменить ведомый диск.


— Износ фрикционной шайбы или ослабление нажимной пружины фрикционного гасителя. Заменить ведомый диск.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде