Сцепление ОАО ЗМЗ на двигателе ЗМЗ-40904 и ЗМЗ-40905, конструкция


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

На часть двигателей ЗМЗ-40904.10, ЗМЗ-40905.10, а также ЗМЗ-40911.10 автомобилей УАЗ может устанавливаться сухое, однодисковое сцепление ОАО ЗМЗ с диафрагменной нажимной пружиной, состоящее из двух основных частей : нажимного диска 406.1601090-05 в сборе и ведомого диска 4063.1601130-04 в сборе. 

Сцепление ОАО ЗМЗ на двигателях ЗМЗ-40904, ЗМЗ-40905, ЗМЗ-40911 автомобилей УАЗ, конструкция.

Для обеспечения точной соосности первичного вала коробки передач и подшипника, установленного в отверстие маховика, коробка передач устанавливается на два штифта запрессованных в задний торец блока цилиндров.

Нажимной диск 406.1601090-05 и ведомый диск 4063.1601130-04 сцепления ОАО ЗМЗ, работа сцепления.

Нажимной диск 406.1601090-05 состоит из кожуха, диска, диафрагменной нажимной пружины и кольца служащего опорой нажимной пружины. Диск с кожухом соединен посредством пластинчатых пружин. К маховику кожух нажимного диска сцепления прикреплен шестью специальными центрирующими болтами.

Между нажимным диском и маховиком усилием диафрагменной пружины нажимного диска зажат ведомый диск с фрикционными накладками. Шлицевой конец первичного вала коробки передач входит в ступицу ведомого диска. Сцепление ОАО ЗМЗ в данном положении находится во включенном состоянии.

Выключение сцепления происходит тогда, когда при нажатии на педаль сцепления выжимная муфта с подшипником нажимает на концы лепестков нажимной пружины, в результате чего нажимной диск благодаря усилию пластинчатых соединительных пружин отводится от ведомого диска, освобождая ведомый диск и разъединяя коленчатый вал двигателя и первичный вал коробки передач.

Фрикционные накладки ведомого диска 4063.1601130-04 соединены с диском посредством пружинных пластин, обеспечивающих осевую упругость диска, что необходимо для плавного включения сцепления и уменьшения износа фрикционных накладок. Крутящий момент от фрикционных накладок передается на ступицу ведомого диска через пружины и фрикционы демпферного устройства, служащего для уменьшения крутильных колебаний в трансмиссии и плавной передачи крутящего момента.

Ведомый и нажимной диски подвергнуты статической балансировке. Наружный диаметр фрикционных накладок равен 240 мм, внутренний — 160 мм, толщина накладок — 3.5 мм Размерность шлицев ступицы ведомого диска – 4х23х29 мм, число шлицев – 10.

Эксплуатация диафрагменного сцепления ОАО ЗМЗ.

Неправильная эксплуатация сцепления может привести к поломке соединительных пластин нажимного диска, к срыву, сильному износу фрикционных накладок, перегреву и короблению ведомого диска, разрушению гасителя крутильных колебаний. Сцепление ОАО ЗМЗ будет работать долго и надежно, если соблюдать некоторые несложные правила его использования.

1. Выключайте сцепление быстро, до упора педали в пол.


2. Включайте сцепление плавно, не допуская как броска сцепления, сопровождающегося дерганьем автомобиля, так и замедленного включения с длительной пробуксовкой.


3. Не держите сцепление выключенным при включенной передаче и работающем двигателе на стоящем автомобиле, используйте в таких случаях нейтральную передачу в коробке передач и полностью включенное сцепление.


4. Не держите ногу на педали сцепления при движении автомобиля.


5. Не используйте пробуксовку сцепления как способ удержания автомобиля на подъеме.


6. Переключение через одну или две передачи вниз и включение сцепления, когда скорость движения автомобиля выше предельно-допустимой для этой передачи, может привести к поломке ведущего диска сцепления.


7. Переключение на пониженную передачу производите с перегазовкой — предварительно перед включением сцепления нажмите на педаль газа для выравнивания частот вращения коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки передач с целью исключения рывка в трансмиссии при включении сцепления.

Возможные неисправности диафрагменного сцепления ОАО ЗМЗ.
Неполное выключение сцепления, сцепление ведет.

— заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала


— неплоскостность и торцевое биение ведомого диска

Неполное включение сцепления, сцепление пробуксовывает.

— ослабление диафрагменной пружины сцепления


— попадание масла на фрикционные накладки ведомого диска


— чрезмерный износ фрикционных накладок

Вибрация, шумы и металлическое дребезжание в трансмиссии.

— поломка или износ деталей демпферного устройства


— износ фрикционной шайбы или ослабление нажимной пружины фрикционного гасителя


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде