Сцепление УАЗ с двигателем ЗМЗ-51432 CRS, нажимной и ведомый диск


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Сцепление Уаз Патриот и Уаз Хантер с дизельным двигателем ЗМЗ-51432 CRS сухое, однодисковое, с диафрагменной нажимной пружиной, состоит из нажимного 4064.1601090-03 или 4064.1601090-04 и ведомого дисков 514.1601130 (LUK 324021511). 

Сцепление УАЗ с двигателем ЗМЗ-51432 CRS, устройство, назначение и принцип работы.

К заднему фланцу блока цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS крепится коробка переключения передач. Передний конец первичного вала коробки передач входит в подшипник установленный в маховике, и шлицами — в ступицу ведомого диска сцепления.

Для обеспечения соосности первичного вала коробки передач и подшипника, установленного в отверстие маховика, коробка передач устанавливается на два штифта запрессованных в задний торец блока цилиндров. Картер сцепления, выполненный в литье вместе с корпусом коробки переключения передач, соединяется, для повышения общей конструктивной жесткости силового агрегата, с блоком цилиндров двигателя через Г-образный усилитель.

Нажимной диск 4064.1601090-03 или 4064.1601090-04 сцепления УАЗ с двигателем ЗМЗ-51432 CRS.

Нажимной диск в сборе состоит из кожуха, диафрагменной нажимной пружины, нажимного диска и пластинчатых пружин. Кожух нажимного диска закреплен на маховике шестью специальными центрирующими болтами. Усилие нажимной диафрагменной пружины создает силу трения между поверхностями маховика, нажимного диска и зажатых между ними фрикционных накладок ведомого диска, необходимую, для передачи крутящего момента двигателя от маховика через ведомый диск сцепления на первичный вал коробки передач.

Нажимная пружина представляет собой тарельчатый усеченный конус, рассеченный от вершины на пятнадцать лепестков, выполняющих роль рычагов выключения сцепления, при этом основание пружины остается не разрезанным. Не разрезанное основание конуса зажато между опорным кольцом и выступами (захватами) на кожухе.

Опорное кольцо, прикрепленное к кожуху, используется в роли шарнира, относительно которого, при нажатии на концы лепестков, происходит перемещение нижнего пояса основания диафрагменной пружины, опирающегося на кольцевой гребень нажимного диска, при этом нажимной диск освобождается от усилия пружины, прижимающего его к маховику.

Нажимной диск связан с кожухом соединительными пластинами (листовыми пружинами), которые одним концом приклепаны к выступам нажимного диска, другим – к кожуху сцепления. С их помощью происходит передача крутящего момента от кожуха к нажимному диску, его отвод от маховика при нажатии выжимного подшипника на лепестки пружины — выключение сцепления. Нажимной диск в сборе подвергнут статической балансировке путем установки во фланец кожуха специальных балансировочных грузиков.

Ведомый диск 514.1601130 (LUK 324021511) сцепления УАЗ с двигателем ЗМЗ-51432 CRS.

Ведомый диск имеет две фрикционные накладки приклепанные независимо одна от другой к пластинчатым пружинам, также снабжен встроенным демпфером холостого хода и двухступенчатым гасителем крутильных колебаний. Демпфер холостого хода снижает стуки и вибрации шестерен коробки передач на холостом ходу.

С ростом передаваемого крутящего момента вступает в действие двухступенчатый гаситель крутильных колебаний. Сначала вступают в работу пружины первой ступени демпфирования гасителя крутильных колебаний, далее начинают работать пружины второй ступени.

При значительном износе фрикционных накладок ведомого диска, более 1 мм, усилие, создаваемое диафрагменной нажимной пружиной уменьшается, что препятствует полной передаче крутящего момента, сцепление буксует.

Наружный диаметр фрикционных накладок ведомого диска 240 мм, внутренний – 160 мм, толщина каждой накладки – 3.5 мм. Размерность шлицев ступицы ведомого диска 4х23х29 мм, число шлиц – 10.

Характеристика демпфера без гистерезиса и характеристика осевой жесткости ведомого диска.

Сцепление УАЗ с двигателем ЗМЗ-51432 CRS, эксплуатация.

В процессе эксплуатации сцепление УАЗ с двигателем ЗМЗ-51432 CRS не требует каких-либо регулировок и специальных видов обслуживания. В тоже время неправильная эксплуатация сцепления может привести к поломке его деталей : соединительных пластин нажимного диска, к срыву, сильному износу фрикционных накладок, перегреву и короблению ведомого диска, разрушению гасителя крутильных колебаний. Долговечность и надежность работы сцепления в большой мере зависит от правильного им пользования.

1. Выключайте сцепление быстро, до упора педали в пол.


2. Включайте сцепление плавно, не допуская как броска сцепления, сопровождающегося дерганьем автомобиля, так и замедленного включения с длительной пробуксовкой.


3. Не держите сцепление выключенным при включенной передаче и работающем двигателе на стоящем автомобиле, на переезде, у светофора и тому подобное, используйте в таких случаях нейтральную передачу в коробке передач и полностью включенное сцепление.


4. Не держите ногу на педали сцепления при движении автомобиля.


5. Не используйте пробуксовку сцепления как способ удержания автомобиля на подъеме.


6. Переключение через одну или две передачи вниз и включение сцепления, когда скорость движения автомобиля выше предельно-допустимой для этой передачи, может привести к поломке ведущего диска сцепления.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде