Шпатлевки для ремонта автомобиля, назначение, подготовка кузова


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Наиболее популярными для ремонта кузова автомобиля являются полиэфирные двухкомпонентные шпатлевки. Простота и скорость работы с полиэфирными шпатлевками сделали их незаменимыми в деле ремонта кузовных панелей автомобилей. Для ремонта небольших сколов на лаке и краске предназначены акриловые и нитрошпатлевки. 

Шпатлевки для ремонта кузова автомобиля, назначение, наполняющие, доводочные и жидкие шпатлевки, подготовка поверхностей кузова автомобиля для шпатлевания.

Главное назначение шпатлевок — выравнивание поверхности. Выравнивание как процесс состоит из двух стадий — наполнения и доводки. Наполнение — предварительное выравнивание относительно глубоких вмятин, оставшихся после рихтовки. Доводка подразумевает окончательное выравнивание поверхности ремонтируемого участка. Для этого поверх наполняющих шпатлевок наносятся относительно тонкие слои доводочных.

По этому принципу шпатлевки разделяются на наполняющие (грубые) и доводочные (тонкие). Универсальные шпатлевки могут использоваться как наполняющие, так и доводочные. Специальные шпатлевки есть и для пластмасс. Они имеют эластичность, сравнимую с эластичностью пластика, что уменьшает риск растрескиванияи отслоения, а также высокую адгезию к пластмассе.

Наполняющие (грубые) шпатлевки.

Наполняющие или грубые шпатлевки помимо связующего, содержат наполнитель. Это могут быть рубленые стеклянные волокна или алюминиевая пудра. Стеклошпатом можно заделывать сквозные отверстия. После отверждения стеклошпат обладает весьма высокой прочностью, так как содержит каркас из стеклянных волокон. Поверхность отвердевшей и отшлифованной грубой шпатлевки содержит большое количество пор и даже небольших ямок.

Это пузырьки воздуха, попавшие в шпатлевку при размешивании с отвердителем и «вскрытые» при шлифовании. Как показала практика, шпатлевку со стеклянными волокнами можно наносить слоями общей толщиной до 5—6 миллиметров. Если шпатлюется небольшая (2-3 см в поперечнике), но относительно глубокая вмятина, то толщина может достигать 15 мм.

Шлифуемость наполняющих шпатлевок.

Шпатлевки этого типа имеют разную шлифуемость, то есть способность к обработке абразивами. Некоторые из них имеют удовлетворительную шлифуемость, а некоторые — очень низкую. Это выражается в том, что абразив, которым обрабатывают отвердевшую шпатлевку, быстро изнашивается. Такие шпатлевки применяют, когда не нужна обработка шлифованием.

Доводочные (тонкие) шпатлевки.

Предназначены для тонкой или окончательной доводки зашпатлеванной поверхности. Могут наноситься очень тонкими, доводочными слоями. В отличие от грубых шпатлевок тонкие почти не имеют крупных лор от воздушных пузырьков, попавших в шпатлевку при размешивании с отвердителем или при шпатлевании. Тонкими шпатлевками заполняют поры, царапины и мелкие ямки, остающиеся на поверхности после грубой, первичной шлифовки. Они отлично шлифуются. Толщина слоя доводочных шпатлевок может составлять 2-3 мм.

Жидкие шпатлевки.

Жидкие полиэфирные двухкомпонентные шпатлевки вошли в оборот несколько позднее, чем обычные. По сути являются разновидностью доводочных шпатлевок. Наносятся методом распыления или кистью. Гарантированно заполняют царапины, поры и мелкие неровности даже после грубой, предварительной шлифовки абразивами с зернистостью от 60 и менее.

Наносится довольно толстым, в несколько десятых долей миллиметра, слоем за один проход. За несколько проходов можно нанести слой толщиной в миллиметр и более. Иногда жидкую шпатлевку распыляют непосредственно на наполняющую, минуя стадию доводки тонкими шпатлевками. Это позволяет экономить время и удешевляет ремонт.

Жидкие штатлевки обязательно входят в ассортимент продукции, предлагаемой практически любыми производителями соответствующего кузовного софта, таких как DuPont, Standox, Akzo Nobel, Spies Hecker, PPG, Helios, Colomix и другие.

Подготовка металлических и пластмассовых поверхностей кузова автомобиля для шпатлевания.

Шпатлевки наносят на поверхность металлических и пластмассовых деталей кузова автомобиля. Поверхность металла должна быть обезжирена и зачищена до металлического блеска. Некоторые производители шпатлевок категорически требуют, чтобы на шпатлюемых участках не было никаких старых и новых покрытий, только чистый металл. В подготовительных системах высшего качества шпатлевку наносят поверх тонкого одинарного слоя эпоксидного грунта.

Другие производители не столь категоричны и допускают нанесение шпатлевок на старое обезжиренное и отшлифованное покрытие. Жидкую шпатлевку любого производителя можно наносить на обезжиренное и отшлифованное старое покрытие, если, конечно, оно хорошо сохранилось и не склонно к разбуханию и отслоению.

Пластмассовые детали тоже должны быть отшлифованы. А в некоторых случаях обработаны специальным грунтом. Это особенно актуально при ремонте деталей кузова автомобиля из полиэтилена и полипропилена. На практике бывает сложно жестко соблюдать технологию, рекомендованную производителем. Однако только соблюдение технологической дисциплины приводит к положительному результату.

По материалам книги «Кузовной ремонт в гараже. Рихтовка, сварка, шпатлевка, окраска».


Шкунов И.В.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде