Система диагностики контроллера ITMS-6F системы управления ВАЗ


Электронные книги в PDF формате

Контроллер ITMS-6F системы управления двигателем ВАЗ-21213 Нива осуществляет постоянную самодиагностику по ряду функций управления. Для сообщений о причинах неисправностей контроллер использует коды — которые представляют собой двузначные цифры от 12 до 55. При обнаружении неисправностей в память контроллера ITMS-6F заносятся соответствующие коды и включается контрольная лампа «CHECK ENGINE». 

Система диагностики контроллера ITMS-6F системы управления двигателем ВАЗ-21213 Нива, работа лампы CHECK ENGINE, коды ошибок, считывание кодов ошибок и неисправностей.

Контрольная лампа «CHECK ENGINE» находится на приборной панели и выполняет следующие функции:

— Оповещает водителя о неисправности и необходимости проведения технического обслуживания в возможно короткий срок. Включение лампы не означает, что двигатель необходимо заглушить, а свидетельствует о необходимости установления причины включения лампы в возможно короткий срок.


— Отображает диагностические коды, хранящиеся в памяти контроллера ITMS-6F и помогающие в диагностике неисправностей системы.

При включении зажигания контрольная лампа загорается, свидетельствуя об исправности лампочки и системы. После запуска двигателя лампа гаснет. Если лампа продолжает гореть, то это означает, что система самодиагностики обнаружила неисправность. А если неисправность самоустраняется, то в большинстве случаев через 10 секунд лампа выключается, но диагностический код сохраняется в памяти контроллера.

Если лампа продолжает гореть при работающем двигателе, или наблюдается ухудшение ездовых качеств или токсичности, то необходимо осуществить проверку диагностической цепи.

Работа лампы «CHECK ENGINE» в случае непостоянных неисправностей.

В случае непостоянной неисправности лампа «CHECK ENGINE» включается на время не менее 10 секунд и затем выключается. Однако, при этом соответствующий код сохраняется в памяти контроллера ITMS-6F до отключения питания.

Считывание кодов ошибок и неисправностей системы диагностики контроллера ITMS-6F.

Коды, хранящиеся в памяти контроллера ITMS-6F, можно считывать по количеству включений лампы «CHECK ENGINE», предварительно замкнув на массу диагностический контакт «В» колодки диагностики. Это проще всего сделать, перемкнув его с контактом «А», соединенным с массой двигателя.

После того, как контакты «А» и «В» будут перемкнуты, необходимо включить зажигание. Двигатель при этом работать не должен. В этот момент лампа «CHECK ENGINE» должна выдать код 12 три раза подряд. Последовательность следующая:

— Одно включение лампы.


— Пауза.


— Два включения подряд.


— Длинная пауза (обозначающая конец кода) и так еще два раза.

Код 12 не является кодом неисправности. Он означает, что система диагностики контроллера ITMS-6F работает. Если код 12 отсутствует, то это говорит о неисправности системы диагностики, которую необходимо устранять. Каждый занесшийся код выдается три раза до перехода к следующему.

Внешний вид колодки диагностики, на рисунке так же показана перемычка используемая для включения режима самодиагностики.

После выдачи всех кодов, хранящихся в памяти, вся последовательность повторяется. После устранения неисправности и очистки всех кодов рекомендуется повторить проверку наличия кодов, для того, чтобы убедиться в правильности ремонта.

Выдача кода 12 лампой «CHECK ENGINE».

Диагностические коды неисправностей микропроцессорной системы управления двигателем с контроллером ITMS-6F двигателя ВАЗ-21214 автомобиля ВАЗ-21213 Нива.

12 — Начало работы блока в режиме самодиагностики.


13 — Отсутствует сигнал с датчика кислорода.


14 — Низкий уровень сигнала с датчика температуры охлаждающей жидкости.


15 — Высокий уровень сигнала с датчика температуры охлаждающей жидкости.


21 — Высокий уровень сигнала с датчика положения дроссельной заслонки.


22 — Низкий уровень сигнала с датчика положения дроссельной заслонки.


23 — Высокий уровень сигнала с датчика температуры воздуха на впуске.


24 — Отсутствует сигнал с датчика скорости автомобиля.


25 — Низкий уровень сигнала с датчика температуры воздуха на впуске.


33 — Высокий уровень сигнала с датчика абсолютного давления.


34 — Низкий уровень сигнала с датчика абсолютного давления.


35 — Отклонение оборотов холостого хода.


42 — Неисправность цепи управления модулем зажигания.


44 — Обедненный состав смеси.


45 — Обогащенный состав смеси.


51 — Ошибка ППЗУ.


53 — Высокий уровень напряжения в бортовой сети автомобиля.


54 — Низкий или высокий уровень сигнала с октан-потенциометра.


55 — Ошибка контроллера ITMS-6F.

Непостоянное горение лампы «CHECK ENGINE» и отсутствие диагностических кодов.

Непостоянное горение лампы «CHECK ENGINE» и отсутствие диагностических кодов могут быть вызваны:

— Электрической помехой, вызванной дефектным реле, управляемым контроллером электромагнитным клапаном пли выключателем. Они могут вызвать большое перенапряжение. Обычно дефект проявляется при эксплуатации неисправной детали или узла.


— Неправильным монтажом электрооборудования, такого как фонари, магнитофоны и т. д.


— Неправильной прокладкой проводов системы зажигания относительно высоковольтных проводов, узлов системы зажигания и генератора.


— Замыканием на массу вторичной цепи системы зажигания.


— Непостоянным замыканием на массу цепи лампы «CHECK ENGINE» или цепи контакта диагностического тестирования.


— Загрязнение, ненадежность или неправильное присоединение контактов проводов заземления контроллера ITMS-6F. Данные провода крепятся к верхнему болту кронштейна крепления системы зажигания. Ранее этот болт использовался для крепления распределителя зажигания на карбюраторном двигателе.

Потеря памяти диагностических кодов.

Для проверки необходимо отсоединить датчик положения дроссельной заслонки и обеспечить работу двигателя на холостом ходу до загорания лампы «CHECK ENGINE». Если зажигание выключается на 10 секунд и более, то в память контроллера ITMS-6F должен заноситься и храниться код 22. Если код 22 не занесен, то контроллер неисправен.

Код 51 — Ошибка ППЗУ.

При выдачи контроллером кода 51, следует выключить зажигание, снять массовый провод с аккумулятора на время не менее 10 секунд, для стирания кода. ‘Затем подсоединить провод к батарее и завести двигатель. Дать проработать двигателю не менее 1 минуты. Включить режим самодиагностики и проверить наличие кодов. Если код 51 заносится повторно, то необходимо заменить контроллер.

Код 53 — Высокий уровень напряжения в бортовом сети автомобиля.

Заносится в память, если:

— Двигатель работает.


— Напряжение на контакте 16С контроллера ITMS-6F превышает 16,9 В в течение 1 секунды.

При такой неисправности все исполнительные механизмы, управляемые контроллером, кроме реле электробензонасоса и форсунки, отключаются для их защиты от перенапряжения. Это может привести к появлению других кодов.

В этом случае следует проверить напряжение на аккумуляторе, при работе двигателя на холостом ходу и средних оборотах (до 2000 об/мин). Все электрические нагрузки должны быть отключены. Если напряжение на клеммах батареи выше 16,9 В, то следует заменить или отремонтировать реле регулятор напряжения или генератор. Если напряжение на клеммах аккумулятора в норме, можно предположить, что контроллер не правильно обрабатывает сигнал.

Код 55 — Ошибка контроллера ITMS-6F.

При появлении этого кода следует проделать те же операции, что и при коде 51. После чего делать вывод о необходимости замены контроллера.

По материалам книги «Справочник по устройству и ремонту электронных приборов автомобилей».


Ходасевич А. Г., Ходасевич Т. И.