Система рециркуляции отработавших газов ЗМЗ-4021, ее устройство


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Система рециркуляции отработавших газов бензинового двигателя ЗМЗ-4021 предназначена для снижения токсичности отработавших газов путем повторного сжигания их части в цилиндрах двигателя.

Система рециркуляции ЗМЗ-4021 имеет просто устройство и состоит из клапана рециркуляции, установленного на газопроводе, термовакуумного включателя, ввернутого в водяную рубашку головки блока цилиндров и двух шлангов. 

Один шланг соединяет термовакуумный включатель с клапаном рециркуляции и служит для передачи к нему разряжения из карбюратора, а второй соединяет термовакуумный включатель с полостью над дроссельной заслонкой карбюратора.

Система рециркуляции отработавших газов ЗМЗ-4021, принцип работы.

При возникновении разряжения в наддиафрагменной полости клапана рециркуляции, последний открывается и часть отработавших газов из выпускного коллектора двигателя засасывается во впускную трубу и далее в цилиндры двигателя, где повторно сжигается, тем самым частично снижая токсичность выхлопных газов.

Система рециркуляции отработавших газов не работает на холостом ходу и при полном открытии дроссельных заслонок, а также на не прогретом двигателе, для этого служит термовакуумный включатель, который открывает отверстие для передачи разрежения от карбюратора к клапану рециркуляции только после прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости не ниже 35-40 градусов.

Обслуживание системы рециркуляции отработавших газов двигателя ЗМЗ-4021.

Уход за системой рециркуляции и ее обслуживание ничего сложного из себя не представляют, и не требует больших затрат времени. Через каждые 5 000 километров пробега автомобиля следует проверить работоспособность системы рециркуляции, а через каждые 40 000 километров необходимо очистить проволокой диаметром 4 мм отверстия во впускной трубе и продуть их сжатым воздухом при снятом клапане рециркуляции.

Для проверки работоспособности системы рециркуляции отработавших газов необходимо на прогретом до рабочей температуры в 80-90 градусов двигателе, увеличить частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу с малой частоты вращения до 3000 оборотов в минуту, и визуально наблюдать за перемещением штока клапана рециркуляции.

Если шток не перемещается, то надо проверить наличие управляющего разрежения на диафрагменном механизме клапана рециркуляции. Если разрежение имеется, то неисправен сам клапан, который необходимо заменить. При отсутствии управляющего разрежения необходимо заменить термовакуумный включатель.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде