Система смазки двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 ZMZ PRO на Уаз Профи


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Система смазки двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на грузовых автомобилях Уаз Профи комбинированная. С подачей масла к трущимся поверхностям под давлением, разбрызгиванием и самотеком. 

Система смазки двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на Уаз Профи, состав, устройство, принцип работы, масляный насос и масляный фильтр.

Система смазки двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 включает в себя:

— Масляный картер.


— Масляный насос с приемным патрубком и редукционным клапаном.


— Привод масляного насоса.


— Масляные каналы в блоке цилиндров, головке блока цилиндров и коленчатом валу.


— Полнопоточный масляный фильтр.


— Стержневой указатель уровня масла.


— Крышку маслоналивного патрубка.


— Пробку слива масла.


— Датчик аварийного давления масла.

Схема системы смазки двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на автомобилях Уаз Профи.

Заправочный объем системы смазки двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO), составляет 6,5 литра сухого двигателя. Без учета заправочного объема радиатора. Для заливки в двигатель применяются моторные масла:

Классы вязкости по классификации SAE.

0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-40 — всесезонно, в северных районах.


10W-30, 10W-40, 15W-30, 15W-40 — всесезонно, в средней полосе.


20W-40, 20W-50 — всесезонно, в южных районах.


20, 30 — летом, в средней полосе.


40, 50 — летом, в южных районах.

Группа эксплуатационных свойств по классификации API.

SG и выше, SH, SJ, SL, SM, SN и так далее.

Группа эксплуатационных свойств по классификации ААИ.

Б4 и выше, Б5, Б6 и так далее.

Принцип работы системы смазки двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на Уаз Профи.

Циркуляция масла в двигателе происходит следующим образом. Масляный насос засасывает масло из картера и по каналу в блоке цилиндров подводит его к масляному фильтру. При давлении масла в 4,6 кгс/см2 происходит открытие редукционного клапана масляного насоса и перепуск масла обратно в зону всасывания насоса, благодаря чему уменьшается рост давления в системе смазки. Максимальное давление масла в системе смазки – 6,0 кгс/см2.

Очищенное масло из фильтра поступает в центральную масляную магистраль блока цилиндров, откуда по каналам подводится к коренным подшипникам коленчатого вала, по каналу – к заднему подшипнику промежуточного вала, и по каналу – к верхнему подшипнику валика привода масляного насоса и также к гидронатяжителю нижней цепи привода распределительных валов.

От коренных подшипников масло по внутренним каналам коленчатого вала подводится к шатунным подшипникам и от них по каналам в шатунах подается для смазки поршневых пальцев. Для охлаждения поршня масло через отверстие в верхней головке шатуна разбрызгивается на днище поршня.

От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло через поперечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки нижнего подшипника валика и опорной поверхности ведомой шестерни привода. Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, разбрызгиваемой через отверстие в центральной масляной магистрали.

Из центральной масляной магистрали масло по каналу блока цилиндров поступает в головку блока цилиндров, где по каналам подводится к опорам распределительных валов, к гидротолкателям, и также к гидронатяжителю верхней цепи привода распределительных валов.

Вытекая из зазоров и стекая в масляный картер в передней части головки блока цилиндров, масло попадает на цепи, рычаги натяжного устройства со звездочками и звездочки привода распределительных валов. В задней части головки блока цилиндров масло стекает в масляный картер по выполненному в литье отверстию головки через отверстие в приливе блока цилиндров.

Заливка масла в двигатель, контроль и его слив.

Заливка масла в двигатель осуществляется через маслоналивной патрубок крышки клапанов, закрываемый крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой. Уровень масла контролируется по нанесенным на указателе уровня масла меткам: верхнего уровня — «MAX» и нижнего — «MIN». Слив масла производится через отверстие в масляном картере, закрываемое сливной пробкой с уплотнительной прокладкой.

Очистка масла в системе смазки двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на Уаз Профи.

Очистка масла осуществляется сеткой приемного патрубка масляного насоса, фильтрующими элементами полнопоточного масляного фильтра, а также центробежными силами в каналах коленчатого вала.

При техническом обслуживании системы смазки двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 для замены рекомендуется использовать масляные фильтры 2101С-1012005-НК-2 производства Колан, Украина, и 406.1012005-01 производства ПАО Автоагрегат, город Ливны. Данные фильтры обеспечивают высокое качество фильтрации масла и необходимый ресурс, что подтверждено испытаниями на предприятии-изготовителе двигателя.

Контроль за давлением масла в системе смазки двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на Уаз Профи.

Контроль за давлением масла осуществляется датчиком давления, по сигналу которого при давлении масла ниже 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2) загорается контрольная лампа в комбинации приборов автомобиля.

Масляный насос системы смазки двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на Уаз Профи.

Масляный насос шестеренчатого типа. Установлен внутри масляного картера. Крепится с прокладкой двумя болтами к блоку цилиндров и держателем к крышке третьего коренного подшипника. Ведущая шестерня неподвижно закреплена на валике с помощью штифта, а ведомая свободно вращается на оси запрессованной в корпусе насоса. На верхнем конце валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит шестигранный валик привода масляного насоса.

Разрез масляного насоса по редукционному клапану.

Центрирование ведущего валика насоса осуществляется благодаря посадке цилиндрического выступа корпуса насоса в отверстии блока цилиндров. Корпус насоса отлит из алюминиевого сплава. Перегородка и шестерни изготовлены из металлокерамики. К корпусу тремя винтами крепится литой из алюминиевого сплава приемный патрубок с сеткой, в котором установлен редукционный клапан.

Размеры и зазоры сопрягаемых деталей масляного насоса, редукционного клапана и привода масляного насоса системы смазки двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO).

Редукционный клапан.

Редукционный клапан – плунжерного типа. Расположен в приемном патрубке масляного насоса. Плунжер клапана стальной, для увеличения твердости и износостойкости наружная поверхность подвергнута нитроцементации.

При превышении давления подаваемого насосом масла величины 4,6 кгс/см2 плунжер масляного насоса, передвигаясь и сжимая пружину, соединяет зоны подачи и всасывания масла. При этом часть масла из зоны подачи масла перестает поступать в канал подачи масла и подается обратно в зону всасывания насоса.

Под пружиной плунжера могут устанавливаться одна или две шайбы. Запрещается удалять установленные шайбы, поскольку это приведет к изменению давления открытия редукционного клапана.

Масляный картер системы смазки двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на Уаз Профи.

Масляный картер отлит из алюминиевого сплава. Крепится через прокладку снизу к блоку цилиндров болтами. Внутри масляного картера закреплен болтами изготовленный штамповкой из стального листа маслоуспокоитель. Отверстие слива масла масляного картера закрыто резьбовой пробкой с уплотнительной алюминиевой шайбой.

Привод масляного насоса системы смазки двигателей ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052 (ZMZ PRO) на Уаз Профи.

Привод масляного насоса осуществляется парой винтовых шестерен от промежуточного вала привода распределительных валов. На промежуточном валу с помощью сегментной шпонки установлена и закреплена фланцевой гайкой ведущая шестерня. Ведомая шестерня напрессована на валик, вращающийся в расточках блока цилиндров.

В верхнюю часть ведомой шестерни запрессована стальная втулка, имеющая внутреннее шестигранное отверстие. В отверстие втулки вставляется шестигранный валик. Его нижний конец входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса. Сверху привод масляного насоса закрыт крышкой закрепленной через прокладку четырьмя болтами. Ведомая шестерня при вращении верхней торцевой поверхностью прижимается к крышке привода.

Ведущая и ведомая винтовые шестерни изготовлены из высокопрочного чугуна и азотированы для улучшения их износостойкости. Шестигранный валик изготовлен из легированной стали. Он подвергнут на концах углеродоазотированию для увеличения твердости и износостойкости. Валик привода стальной, с местной закалкой опорных поверхностей токами высокой частоты.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде