Система управления с контроллером ITMS-6F на ВАЗ-21213 Нива


Электронные книги в PDF формате

Микропроцессорная система управления двигателем (МСУД) с контроллером ITMS-6F автомобилей ВАЗ-21213 Нива с двигателем ВАЗ-21214 1,7 литра с центральным впрыском топлива. Обеспечивает выполнение норм Евро-2 на токсичные выбросы и испарения при сохранении высоких ездовых качеств и низкого расхода топлива. 

Микропроцессорная система управления двигателем с контроллером ITMS-6F автомобилей ВАЗ-21213 Нива с двигателем ВАЗ-21214 1,7 литра, схема, состав, функции.

Помимо управления впрыском топлива контроллер ITMS-6F управляет:

— Временем накопления энергии в катушках зажигания и моментом зажигания.


— Частотой вращения коленчатого вала на режиме холостого хода.


— Электробензонасосом.


— Продувкой адсорбера системы улавливания паров бензина.


— Контрольной лампой «CHECK ENGINE», расположенной на панели приборов.


— Муфтой компрессора кондиционера. Если он установлен.

Кроме того, контроллер обеспечивает взаимодействие с внешним диагностическим прибором. Колодка диагностики находится в салоне автомобиля под рулем. Контроллер имеет встроенную систему диагностики, которая определяет наличие и характер неисправностей и сигнализирует о них водителю включением контрольной лампы «CHECK ENGINE», расположенной в комбинации приборов.

Включение лампы при движении не означает, что двигатель необходимо немедленно заглушить, а свидетельствует о необходимости проверки двигателя в возможно короткий срок. Контроллер ITMS-6F имеет аварийные режимы, обеспечивающие близкую к нормальной работу автомобиля практически при всех неисправностях.

Схема микропроцессорной системы управления двигателем с контроллером ITMS-6F двигателя ВАЗ-21214 автомобиля ВАЗ-21213 Нива.

Назначение выводов в разъемах контроллера ITMS-6F.

Состав системы управления двигателем с контроллером ITMS-6F автомобилей ВАЗ-21213 Нива.

Контроллер ITMS-6F, расположенный под обивкой левой панели передка в зоне ног водителя, является центральным устройством системы управления двигателем. Он постоянно получает информацию от различных датчиков и управляет системами, влияющими на токсичность выбросов и рабочие показатели автомобиля.

Контроллер подает на различные датчики и исполнительные механизмы сигналы с напряжением 5 и 12 В. На некоторые из них сигналы подаются через резисторы контроллера, имеющие столь высокое номинальное сопротивление, что при включении в цепь контрольной лампочки она не загорается.

В большинстве случаев и обычный вольтметр не дает точных показаний в связи с его низким внутренним сопротивлением. Для точного контроля напряжения выходных сигналов контроллера ITMS-6F необходим цифровой вольтметр с внутренним сопротивлением не менее 10 МОм.

Функции контроллера ITMS-6F системы управления двигателем автомобилей ВАЗ-21213 Нива.

Контроллер ITMS-6F управляет исполнительными механизмами, такими как:

— Форсунка.


— Модуль зажигания.


— Регулятор холостого хода.


— Нагреватель датчика кислорода.


— Клапан продувки адсорбера.


— Различными реле.

Контроллер ITMS-6F обменивается информацией с противоугонной системой (если она имеется на автомобиле) для запрещения запуска двигателя в случае несанкционированного доступа. Контроллер выполняет также функцию диагностики системы. Он может определить наличие неисправностей, сигнализировать о них водителю лампой «CHECK ENGINE» и сохранить коды, обозначающие характер неисправности и помогающие механику осуществить ремонт.

Память контроллера ITMS-6F.

Контроллер ITMS-6F имеет три типа памяти:

— Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ).


— Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ).


— Электрически программируемое запоминающее устройство (ЭПЗУ).

В ПЗУ хранится программа управления. Она содержит последовательность рабочих команд и калибровочную информацию. Калибровочная информация представляет собой данные управления впрыском, зажиганием, холостым ходом и т. п., которые, в свою очередь, зависят от массы автомобиля, типа и мощности двигателя, от передаточных отношений трансмиссии и других факторов. Эта память является энергонезависимой. Ее содержимое сохраняется при отключении питания.

Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) используется микропроцессором для временного хранения измеряемых параметров, результатов вычислений, кодов неисправностей. Микропроцессор по мере необходимости вносит в ОЗУ данные к считывает их. Эта память является энергозависимой. При прекращении подачи питания содержащиеся в ОЗУ диагностические коды неисправностей и расчетные данные стираются.

Электрически программируемое запоминающее устройство (ЭПЗУ) используется для временного хранения кодов-паролей автомобильной противоугонной системы. Коды-пароли принимаемые контроллером из блока управления противоугонной системы (если она имеется на автомобиле), сравниваются в ЭПЗУ, и меняются микропроцессором по определенному закону. Информация в ЭПЗУ является энергонезависимой и может хранится без подачи питания на контроллер.

По материалам книги «Справочник по устройству и ремонту электронных приборов автомобилей».


Ходасевич А. Г., Ходасевич Т. И.