Сколько заряжать аккумулятор автомобильный разными токами


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Сколько заряжать аккумулятор автомобильный разными токами

Как правило, практически каждый автолюбитель сталкивался с такой ситуацией, когда разрядился аккумулятор. Чаще всего, такая ситуация,  происходит в межсезонье с первыми заморозками. В этот период температура опускается ниже ноля, аккумулятор теряет плотность,  его мощности не хватает для запуска двигателя.

Чтобы решить эту проблему, аккумулятор необходимо, как минимум, зарядить, используя для этого специальные зарядные устройства.  При этом важно правильно зарядить АКБ, поскольку от этого зависит его  работоспособность и общий срок службы. Далее мы рассмотрим, сколько нужно заряжать аккумулятор, каким устройством и как это правильно сделать.

Автомобильные АКБ: устройство и особенности

Сегодня существует несколько видов АКБ. Каждый тип имеет свои характеристики,  а также правила эксплуатации и заряда, описанные в инструкции. Если говорить о самых распространенных свинцово-кислотных АКБ, батарея состоит из шести 2-х вольтовых, последовательно подключенных  независимых элементов.

Такие элементы состоят из свинцовых, покрытых активным веществом решетчатых пластин, погруженных в кислотный электролит. Пластины разбиты по минусовым и плюсовым группам: плюсовые пластины покрыты двуокисью свинца, минусовые пластины покрыты мелкопористым свинцом.


При подключении нагрузки к аккумулятору с сернокислотным электролитом в химическую реакцию вступает активное вещество, вследствие чего вырабатывается электрический ток. Со временем на пластинах осаждается сульфат свинца, электролит истощается (сульфатация). Когда аккумулятор заряжается, реакция проходит в обратном направлении (десульфатация) и способность отдачи тока восстанавливается.

Основные функции АКБ:

  • при заглушенном ДВС обеспечивается необходимое для автомобиля питание электрических цепей (сигнализация, бортовой компьютер, часы и т.д.);
  • подача питания на стартер и запуск ДВС автомобиля;
  • подключение и отдача накопившейся в аккумуляторе энергии при больших нагрузках на генератор автомобиля.

Аккумуляторы бывают разных типов и емкостей. В зависимости от химических составов и свойств различают три основных типа:

  • малосурьмянистые (свинцовая батарея без добавок в составе пластин);
  • гибридные (с пластинами разного состава);
  • кальциевые аккумуляторы.

Емкость аккумулятора зависит от количества свинца, использованного при производстве, количества электролита и т.д. Также влияет на емкость и сила тока при зарядке, от которой, в свою очередь, зависит время заряда аккумулятора.

Сколько заряжать аккумулятор

Начнем с того, что ЗУ (зарядные устройства) для АКБ представлены достаточно широко: от простых дешевых устройств до более дорогих и сложных, полностью автоматических. Так вот, ЗУ выбирают по таким критериям, как: схема заряда, тип  устройства, способ питания и т.д. 

Если просто, устройства по схеме заряда:

  • устройство, работающее с постоянным током, заряжает аккумулятор полностью, но есть вероятность перегрева электролита;
  • устройство, работающие с переменным циклом напряжения, не заряжает батарею полностью (в конце цикла заряда ток падает), отсутствие перегрева электролита;
  • устройство с комбинированным циклом заряда, заряжающее аккумулятор в автоматическом режиме (самое дорогое и сложное).

При выборе мощности ЗУ, необходимо учитывать максимальный рекомендуемый ток зарядки АКБ, соответствующий  10% ее емкости. Сам тип зарядного устройства:

  • импульсное устройство, оно легче, компактней и по надежности зависит от производителя (воздействует на АКБ автомобиля высокочастотным током, подзарядка происходит путем подачи малых импульсов);
  • трансформаторное, достаточно габаритное и тяжелое устройство, но очень надежное (преобразование переменного тока в постоянный).

В любом случае, очень важный аспект при зарядке АКБ — сколько должен длиться заряд батареи. Так вот, все будет зависеть от сени разряда аккумулятора. Процесс зарядки происходит с начало быстро (бустерно), потом по мере насыщения происходит снижение потребляемого тока, который при полной зарядке АКБ доходит до минимума.

Сколько заряжается аккумулятор автомобиля или  основной критерий  полной зарядки АКБ – падение тока до 2-3мА при буферном заряде на каждый Ач емкости АКБ. Например, возьмем  С­10=100 Ач батарею, у которой  падение тока зарядки  до 200 – 300 мА будет означать,  что он почти полностью заряжен.

Продолжая зарядку таким током еще около 1 часа, удастся зарядить батарею полностью.  Кстати, для полной зарядки аккумуляторной батареи, ей необходимо передать энергии на 20% больше, чем есть сама номинальная емкость батареи.

Теперь рассмотрим, что такое буферный режим заряда АКБ, а так же  сколько времени заряжать аккумулятор в таком режиме. Буферный режим  работы  – режим, в котором батарея находится на постоянной подзарядке.


Отдача энергии происходит после падения напряжения в сети, а подзарядка после появления электричества в сети. Буферный режим считается самым щадящим режимом, он увеличивается  срок службы АКБ. Чаще всего для полностью разряженного аккумулятора  в буферном режиме для зарядки необходимо 30-48 часов. Обратите внимание, независимо от типа и производителя, заряжать АКБ необходимо при температуре воздуха 20-25оС.

Еще важно знать, сколько заряжать аккумулятор на других режимах ЗУ. Кроме вышеперечисленных, на некоторых «зарядниках» часто есть режимы заряда «BULK», «ABSORBTION» и «FLOAT». Такие режимы присутствуют в зарядных устройствах с интеллектуальной системой заряда.

Особенности в режиме:

  • «BULK» – зарядка идет постоянным током, напряжение на АКБ при этом постоянно растет до значений 2,1-2,45 В/эл;
  • «ABSORBTION» – поддерживание постоянного максимального напряжения, одновременно происходит падение тока зарядки;
  • «FLOAT» – плавное снижение напряжения до буферного со значением 2,27В/эл при минимальном токе. 

Что в итоге

С учетом вышесказанного становится понятно, что перед тем, как реанимировать (зарядить) свой АКБ самостоятельно, необходимо изучить инструкцию к устройству, правильно подобрать ЗУ и режим заряда, а также отдельно учесть все перечисленные выше особенности.


При этом важно не забыть об особенностях заряжаемого АКБ. Только с учетом всех нюансов можно будет понять, сколько заряжать аккумулятор в том или ином случае.

Напоследок отметим, что если зарядить аккумулятор самостоятельно не получается, лучше обратиться к специалистам на СТО, которые при необходимости сначала выполнят обслуживание батареи (замену или корректировку плотности электролита, десульфатацию аккумулятора и т.д.).


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде