Скотч-брайт, что такое матирование кузова, матирующая паста и гель


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Материалы под названием скотч-брайт выпускает фирма 3M. Строго говоря, только она имеет право на эту торговую марку. Именно эта фирма первой запустила в коммерческий оборот это словосочетание. Однако гаражный мастер не вникает в эти тонкости и зовет скотч-брайтом соответствующие абразивы любой фирмы. 

Скотч-брайт, что такое матирование кузова автомобиля, матирующая паста и гель, размеры абразивов и особенности.

Скотч-брайт необходим для проведения такой операции как матирование. Матирование — разновидность тонкой шлифовки. Так называют снятие глянца с поверхности лака или эмали перед окраской кузова автомобиля. Это необходимо для получения «оптимальной риски» на матируемой поверхности.

То есть таких царапин (рисок) от шлифовки, которые обеспечат наилучшую адгезию нового покрытия со старым (оригинальным). А хорошая адгезия нового покрытия с поверхностью будет тогда, когда царапины (ряски) от шлифовки будут иметь определенный размер. Аналогичный скотч-брайту материал фирмы Mirka называется мирлон (mirlon).

Скотч-брайт — это нетканый материал, состоящий из нейлоновой путанки с абразивной пропиткой. Выпускается в виде стандартных листов (блоков) размером 158×224 мм и толщиной около 10 мм. Фирма 3M выпускает скотч-брайт не только в виде листов, но и в виде кругов и полос. В продаже также бывает поролоновая губка, на внешние стороны которой приклеен скотч-брайт.

Визуально скотч-брайт напоминает рыхлый войлок. Позволяет вручную шлифовать (матировать) поверхности сложной формы, например, дверные проемы. В зависимости от размера абразива имеет разный цвет.

Самый грубый скотч-брайт (GP) имеет зерно 320 и зеленый цвет. Красный (VF) имеет зерно порядка 360, ультратонкий (UF) имеет серый цвет и зерно порядка 1500, микротонкий (MF) также имеет серый цвет и зерно порядка 2000.

С помощью скотч-брайта снимают глянец с поверхности краски и лака перед полной и частичной перекраской. Готовят лак и краску к полировке. Допускается как сухая, так и влажная шлифовка. Скотч-брайт — материал многократного использования. Его можно периодически мыть в воде и использовать вновь.

Матирующая паста и гель.

Матирование поверхностей кузова автомобиля под зону перехода (это зона, в которой новое покрытие из эмали или лака переходит в старое) или под перекраску проводится чаще всего скотч-брайтом. Всякий, кто матировал, например, старый твердый HS лак вручную, знает, какое это нудное, долгое и малоэффективное занятие.

Слава богу, что есть такие материалы, которые могут превратить работу из наказания в удовольствие. Я имею ввиду матирующую пасту Prep and Blend 09308 фирмы 3M. Паста состоит из абразивных частиц на основе кварцевого песка и набора чистящих присадок. Используется совместно со скотч-брайтом UF или VF серого цвета и позволяет значительно ускорить процесс матирования поверхности. Например, при формировании зоны перехода. Одновременно очищая ее от жировых и прочих загрязнений.

Скотч-брайт удерживает пасту во время шлифовки и позволяет более равномерно и за меньшее время обработать нужный участок. Пасту можно использовать не только со скотч-брайтом, но и с поролоновой губкой и влажной тканевой салфеткой. Обработка поверхности пастой обеспечивает недостижимое другими способами качество матирования и способствует улучшению адгезии последующих покрытий.

Обработанная матирующей пастой поверхность пригодна для нанесения любых лаков и эмалей, включая базовые. Паста под названием Prep and Blend выпускается очень давно. В настоящее время фирма 3M выпускает улучшенный вариант матирующей пасты — матирующий гель Scuff it 50018 на водной основе. Этот материал обладает теми же свойствами, что и Prep and Blend, однако более агрессивен и позволяет работать быстрее.

Матирование с помощью геля ведется так же, как и с помощью пасты. Небольшое количество состава наносят на скотч-брайт и приступают к работе. Обрабатываемую поверхность можно слегка смачивать водой. После окончания работ поверхность промывают водой и сушат. Замечу, что состав обладает приятным лимонным (если я ничего не путаю) запахом, чего не скажешь о других материалах.

По материалам книги «Кузовной ремонт в гараже. Рихтовка, сварка, шпатлевка, окраска».


Шкунов И.В.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде