Стартер 6012.3708 ЗиТ, характеристики, устройство, порядок работы


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Стартер 6012.3708 производства ОАО ЗиТ представляет собой электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с электромагнитным реле, планетарным редуктором и муфтой свободного хода. В зависимости от комплектации, может устанавливаться на автомобили Уаз Хантер, Уаз Патриот, Уаз Пикап, Уаз Карго и грузопассажирские Уаз вагонной компоновки с двигателями ЗМЗ. 

Стартер 6012.3708, характеристики и общее устройство.

Стартер установлен с правой стороны двигателя, его основные технические характеристики при температуре окружающей среды плюс 25-35 градусов следующие :

— Номинальное напряжение, В : 12


— Номинальная мощность с аккумуляторной батареей емкостью 66 Ач, не менее, кВт : 2.0


— Пусковая мощность с аккумуляторной батареей емкостью 66 Ач, не менее, кВт : 1.2


— Режим холостого хода при напряжении 12 В :


потребляемый ток не более, А : 75


частота вращения приводного вала не менее, об/мин : 2600


— Режим полного торможения :


потребляемый ток не более, А : 650


тормозной момент, Нм (кгсм) : 19.6 (2.0)


напряжение на клеммах реле не более, В : 4.5


— Длина, мм : 258


— Диаметр, мм : 80


— Масса стартера, кг : 4.46

Планетарный редуктор стартера состоит из вала с водилом, шестерни планетарной, шестерни с внутренним зацеплением сателлитов, игольчатых подшипников, опоры вала привода с вкладышем. Опора вала привода располагается на шине перед винтовыми шлицами вала.

В водило запрессованы три оси сателлитов, на которые одеваются сателлиты с игольчатыми подшипниками. Водило с сателлитами и валом вставляется в шестерню с внутренним зацеплением со стороны шлицев вала привода. Редуктор установлен внутри крышки со стороны привода и расположен соосно между электродвигателем и механизмом привода стартера.

Корпус стартера 6012.3708.

Выполнен из ленточной стали. Внутри корпуса сегментно расположены четыре постоянных магнита, которые крепятся к корпусу с помощью специального клея. Арматурой сегментов служит труба выполненная из листового алюминия.

Якорь стартера 6012.3708.

Состоит из вала с напрессованными на него коллектором и пакетом стальных пластин, в пазы которого уложены секции обмотки якоря изготовленные из прямоугольного провода. Концы секций соединяются с коллектором с помощью пайки. Коллектор изготовлен из медных пластин и армирован пластмассой.

Крышки стартера.

Крышка со стороны коллектора стальная штампованная, в ступицу крышки запрессован медно-графитовый вкладыш. В крышке имеются четыре отверстия, два отверстия диаметром 6.2 мм под стяжные шпильки и два отверстия диаметром 4.5 мм под винты крепления крышки и обоймы щеткодержателя. Крышка со стороны привода отлита из алюминиевого сплава, в нее запрессован бронзографитовый вкладыш. В крышке имеются два отверстия через которые стартер 6012.3708 крепится к двигателю.

Обойма щеткодержателя стартера.

Состоит из щеткодержателя, шины соединительной и щеток. Шина соединительная медная, соединяет между собой щетки положительной полярности с выводом электродвигателя стартера. Щетки медно-графитовые двухслойные, имеют по одному щеточному проводу типа плетенки.

Привод стартера 6012.3708.

Состоит из шестерни с вкладышем, рычага, обоймы с втулкой, крышки привода и кольца отводки со скобой. Рычаг привода выполнен из двух отдельных фигурных стальных пластин.

Тяговое реле стартера 6012.3708.

Состоит из крышки реле, ярма с катушкой, якоря со скобой и плунжера. В крышке располагаются два болта: один болт M8, на который подается питание от аккумуляторной батареи, другой М6 соединен через вывод стартера со щетками положительной полярности. Крышка крепится к корпусу реле с помощью двух винтов М4.

Ярмо стартера выполнено в виде стакана, к нему приварен фланец. Внутри ярма имеется латунный каркас с размещенной в нем катушкой реле. Катушка реле имеет последовательную и параллельную обмотку из медного провода.

Порядок работы стартера 6012.3708.

После поворота ключа в замке зажигания, обмотки реле стартера включаются в цепь питания и втягивают якорь реле, движение которого через рычаг передаете приводу стартера. Привод передвигается по винтовым шлицам вала водила стартера и шестерня входит в зацепление с венцом маховика.

В конце хода якоря реле, контактная пластина замыкает контактные болты реле, включая стартер в цепь питания от аккумуляторной батареи. Якорь стартера начинает вращаться и через шестерню привода передает крутящий момент от стартера на маховик двигателя.

После запуска двигателя и возвращения ключа в замке зажигания в исходное положение, цепь питания обмоток тягового реле размыкается. При этом, под действием возвратной пружины реле, якорь реле возвращается в исходное положение и размыкает контактные болты реле, отключая стартер от аккумуляторной батареи и выводя привод стартера из зацепления с венцом маховика. При запуске двигателя стартер должен работать без стуков и повышенного шума.

Порядок эксплуатации стартера 6012.3708.

Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 10 секунд в теплое время года и не более 15 секунд при отрицательных температурах окружающего воздуха. Повторно включать стартер 6012.3708 рекомендуется не ранее чем через одну минуту, допустимое число повторных включений не более трех.

Если двигатель при этом не запускается, то необходимо найти и устранить возникшую неисправность. Не рекомендуется двигать автомобиль стартером. Возможные неисправности в системе пуска и системе зажигания двигателя Уаз, в том числе причины ненормальной работы стартера, рассмотрены в отдельном материале.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде