Устройство и обслуживание генератора 9402.3701 двигателей УМЗ-421


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Генератор 9402.3701-17 трехфазный, синхронный, переменного тока cо встроенным выпрямительным ограничительным блоком и регулятором напряжения. Устанавливается на двигатели УМЗ-421.10, УМЗ-4213.10, УМЗ-4215.10, УМЗ-4216.10, УМЗ-4217.10 автомобилей ГАЗ и УАЗ. Привод генератора осуществляется от шкива коленчатого вала двигателя при помощи клинового ремня. 

Основные технические характеристики генератора 9402.3701-17.

— Направление вращения (со стороны шкива) : правое


— Номинальное напряжение, В : 14


— Максимальный ток, А : 72


— Ток отдачи (А), при напряжении 13 В, температуре окружающей среды 25+-10 градусов в горячем состоянии и частоте вращения ротора, мин-1 :


1100 — 0


1800 — 41


2000 — 46


3000 — 60


4000 — 66


5000 — 70


6000 — 72


— Ток возбуждения А, не более : 5.4+-0.3


— Максимальная частота вращения ротора генератора, мин-1 : 17400-870


— Регулируемое напряжение генератора при температуре окружающей среды от минус 50+-3 градуса до плюс 100+-3 градуса при токе нагрузки 5+-0.25 А и частоте вращения ротора 6000+-300 мин-1 : 13.3-14.9 Вольт


— Регулируемое напряжение генератора при температуре окружающей среды 25+-3 градуса и изменении тока нагрузки от 5+-0.25 до 65+-3 Ампер, при частоте вращения 6000+-180 мин-1 : 13.5-14.5 Вольт.

Установка и подключение генератора 9402.3701-17 на двигателе УМЗ-4213 или УМЗ-4216.

Перед установкой генератора на двигатель надо удалить консервирующий состав с посадочных мест, проверить вращение ротора и отсутствие задевания за крышки. Установить генератор на кронштейн двигателя. Надежно присоединить провода к выводам «B+», «D+». Установка ремня на шкив генератора должна производиться без применения инструментов, имеющих острые кромки. Натяжение ремня осуществляется с помощью установочной планки.

Электрическая схема подключения генератора 9402.3701-17 к системе электрооборудования автомобиля ГАЗ или УАЗ.

Возможные неисправности генератора 9402.3701-17.
Контрольная лампа горит или периодически загорается при движении автомобиля.

— Проскальзование ремня привода


— Обрыв цепи питания обмотки возбуждения


— Неисправен регулятор напряжения


— Обрыв или замыкание на корпус обмотки возбуждения


— Обрыв или короткое замыкание диодов выпрямительного блока

Генератор работает, аккумуляторная батарея заряжается слабо или перезаряжается.

— Неисправен регулятор напряжения


— Замыкание обмотки ротора на корпус

Проверка исправности генератора 9402.3701-17 в процессе эксплуатации.

В процессе эксплуатации генератор контролируется на работоспособность с помощью сигнальной лампы контроля заряда аккумуляторной батареи расположенной на панели приборов. При исправном генераторе и неработающем двигателе, когда зажигание включено, лампа горит. При работе двигателя на средних оборотах, включенных фарах и заряженной батарее лампа должна гаснуть.

Если лампа не гаснет при работающем на средних оборотах двигателе, то значит генератор неисправен и его необходимо проверить на специальном стенде. Если генератор исправен, то все его параметры должны соответствовать основным техническим данным. При неисправностях генератор необходимо разобрать и проверить его основные составные части : ротор, статор, выпрямительный блок, регулятор напряжения.

В роторе необходимо проверить :

— сопротивление обмотки возбуждения;


— отсутствие замыкания обмотки возбуждения на корпус напряжением 220 Вольт.

В статоре необходимо проверить :

— целостность фаз;


— отсутствие межвиткового замыкания обмотки статора;


— отсутствие замыкания обмотки статора относительно корпуса напряжением 220 Вольт.

В выпрямительном блоке проверяют отсутствие пробоя или обрыва цепи диодов блока с помощью последовательно включенной лампочки и источника питания напряжением, не более 14 Вольт.

Электрическая схема для проверки электрических характеристик генератора 9402.3701-17.

Ремонт и техническое обслуживание генератора 9402.3701-17.

В процессе эксплуатации при каждом втором техническом обслуживании необходимо проверить надежность крепления генератора к двигателю, натяжение ремня и соединение проводов с его выводами. Через каждые 125 000 километров пробега необходимо :

— снять щеткодержатель с регулятором напряжения в сборе, очистить от пыли и грязи;


— проверить высоту щеток и усилие сжатия щеточных пружин, вылет щеток из щеткодержателя при изменении усилия сжатия должен быть 2.2-2.4 мм, усилие сжатия пружин должно быть 285-450 г;


— при необходимости заменить щеткодержатель;


— внимательно осмотреть подшипники, в случае обнаружения дефекта заменит их;


— собрать генератор;


— проверить его электрические параметры.

При необходимости разборки генератора для устранения неисправности, надо снять его с двигателя, очистить от пыли и грязи, и разобрать. При установке аккумуляторной батареи на автомобиль и ее подключении необходимо соблюдать полярность : плюс подключается к клемме «B+», а минус – на корпус. При производстве сварочных работ на автомобиле надо отключить провода от клемм «B+», «D+».


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде