Виды и типы аккумуляторов для автомобиля: отличия и особенности


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Виды и типы аккумуляторов для автомобиля: отличия и особенности

Традиционно на автомобиле в качестве стартерной батареи используется свинцово-кислотный аккумулятор. Аккумуляторы данного типа имеют высокую энергоемкость, а также способны отдавать большой ток за небольшой промежуток времени.

При этом аккумуляторная батарея сегодня может отличаться типом материалов электрода, составом и типом электролита и т.д.  Например, многие современные АКБ имеют электроды не из чистого свинца, а с целым рядом добавок.

В результате аккумуляторы можно разделить на следующие виды:

  • сурьмянистый;
  • малосурьмянистый;
  • кальциевый;
  • гибридный;
  • гелевый и AGM аккумулятор;
  • щелочной;
  • литий-ионный.

Каждый из указанных типов АКБ имеет как свои преимущества, так и недостатки, которые нужно учитывать при подборе. Подробнее читайте в нашей статье.

Авто аккумулятор: какие аккумуляторы бывают

Традиционным видом  аккумуляторных батарей на авто ранее являлись сурьмянистые АКБ. В состав свинцовых пластин вводят около 5% сурьмы для повышения прочности пластин. Отличительной особенностью является активное газовыделение таких АКБ, вода буквально «выкипает».


По этой причине сурьмянистые аккумуляторы делают так, чтобы их можно было обслуживать (проверка плотности электролита, добавка дистиллированной воды). При этом сегодня сурьмянистые батареи для авто не изготавливаются, так как их сменили малосурьмянистые АКБ или решения без данного компонента.

Аккумулятор малосурьмянистый

Количество сурьмы в современных АКБ данного типа сильно уменьшено. Это позволило снизить интенсивность выкипания воды, также были улучшены некоторые характеристики батареи (уменьшен саморазряд, повышена емкость, меньшая чувствительность к перепадам напряжения при зарядке и т.д.).

В результате батареи стали необслуживаемыми или частично обслуживаемыми. Конечно, вода все равно выкипает, однако доливать ее необходимо намного реже. Сегодня в продаже можно встретить батареи, где «банки» аккумулятора имеют крышки или не имеют крышек для проверки электролита.


Чтобы понять, какой аккумулятор лучше, необходимо учитывать особенности эксплуатации и качество самой батареи. Например, необслуживаемый аккумулятор среднего класса рассчитан на активную работу около 3- х лет, после чего необходима его замена.

Частично обслуживаемый вариант теоретически может проработать дольше, однако для этого нужно контролировать плотность электролита и менять его, доливать воду и т.д. Также добавим, что такие аккумуляторы сегодня самые доступные по цене по сравнению с кальциевыми, гибридными и другими типами аккумуляторов.

Кальциевые АКБ Ca/Ca

Чтобы увеличить срок службы аккумулятора, в решетках электродов стали использовать кальций. Также аккумуляторы Ca/Ca в составе пластин имеют не только кальций, может быть добавлено серебро и т.д. 

На сегодня именно такие аккумуляторы можно считать полностью необслуживаемыми, так как они не нуждается в каком-либо дополнительном контроле уровня и плотности электролита благодаря минимальному газовыделению.


Также кальциевые аккумуляторы имеют заметно сниженный уровень саморазряда. Это позволяет дольше хранить такие батареи, часть эксплуатационных характеристик также была улучшена (емкость, морозостойкость, кальциевые АКБ менее подвержены сульфатации и т.д.).

Однако такие батареи боятся перезаряда, чувствительны к напряжению бортовой сети авто и стоят заметно дороже малосурьмянистых батарей. По этой причине их оптимально использовать на современных легковых авто, где напряжение в сети стабильно, а также правильно заряжать. Если же нужен более надежный и «универсальный»  аккумулятор, тогда лучше обратить внимание на гибридные АКБ.  

Аккумуляторы гибридные Ca+

Как правило, действительно хорошие аккумуляторы, которые можно отнести к «универсальным», сегодня являются гибридными (с пометкой Ca+). Данное решение сочетает в себе плюсы кальциевых и маслосурьмянистых АКБ. При этом такие батареи лишены многих серьезных недостатков кальциевых и сурьмянистых батарей.

В таких батареях пластины электродов выполнены с сочетанием двух технологий. Например, положительные пластины малосурьмянистые, тогда как отрицательные кальциевые. В результате выкипание воды присутствует, но оно минимально.


При этом заметно повышена устойчивость к глубокому разряду и переразряду. Также важным преимуществом гибридных АКБ считается их более доступная цена по сравнению с кальциевыми батареями.

Единственный минус — электролит все же присутствует в такой батарее в жидком состоянии. Это значит, что если пластиковый корпус повреждается (например, в результате ДТП или при недостаточно надежной фиксации батареи) попадание электролита в аккумуляторный отсек или на детали кузова неизбежно приводит к повреждениям ЛКП, активной коррозии и т.д. Чтобы избавиться от таких рисков, можно обратить внимание на гелевые и АГМ аккумуляторы.      

Аккумулятор гелевый и AGM

Прежде всего, нужно отметить, что гелевые и AGM аккумуляторы отличаются, хотя в обоих типах батарей электролит не находится в жидком состоянии. В гелевых АКБ электролит находится в гелеобразном состоянии, тогда как в АГМ применено решение вроде пористой губки, удерживающей в себе жидкость.

В любом случае, обе таких технологии позволили решить проблему осыпания активного вещества с пластин, а также минимизировать риски утечки электролита из аккумулятора в случае его повреждения.


В результате АКБ менее подвержен негативному воздействию вибраций. Также аккумуляторы данного типа не так сильно страдают при глубоком разряде. Средний срок службы составляет 7-10 лет.

Однако, для них актуальна проблема  перезаряда и даже активной подзарядки большими токами. По этой причине заряжать гелевые аккумуляторы нужно только специальным ЗУ для зарядки гелевых АКБ. Еще один минус — при низких температурах гель теряет проводимость,  отдача от батареи ухудшается.

Аккумуляторы щелочные

Вместо электролита в аккумуляторах можно использовать не только кислоту. Также можно использовать щелочь, при этом такие типы АКБ также ставятся на автомобили. Автомобильный щелочной аккумулятор может быть никель-кадмиевым и никель-железным. При этом электролитом для таких АКБ является раствор едкого калия (КОН).

В щелочных батареях пластины упакованы в тонкие металлические «обертки» с перфорацией. Туда же впрессовано активное вещество. В результате щелочной аккумулятор значительно лучше переносит вибрации.

Такие аккумуляторы не «кипят», общее количество электролита меньше, чем в кислотных АКБ. Также можно отметить, что щелочная АКБ не боится перезаряда, а также менее чувствителен к глубоким разрядам.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно заряжать кальциевый аккумулятор. Из этой статьи вы узнаете об особенностях зарядки кальциевых аккумуляторов, а так же какие нюансы следует учитывать при необходимости зарядить кальциевую АКБ.


При низких температурах батарея работает стабильнее, лучше накапливает и эффективнее отдает ток, отличается низким саморазрядом. Также из щелочных аккумуляторов не выделяются вредные испарения.

Что касается минусов щелочных батарей, они выдают меньшее напряжение, так что необходимо наращивать число «банок». В результате такие аккумуляторы больше по размеру, чем кислотные, при этом напряжение одинаковое. Также щелочные батареи очень дорогие по сравнению с кислотными АКБ.

Как правило, на легковых авто их чаще используют в качестве тяговых аккумуляторов, а не стартерных. В роли стартерных батарей их можно встретить на грузовых авто и спецтехнике.

Литий-ионные аккумуляторы Li-ion

Аккумуляторные батареи данного типа являются самыми современными. Носитель электрического тока в батареях данного типа — ионы лития. Литий-ионные АКБ имеют высокую емкость, выдают большее напряжение, отличаются низким саморазрядом.

Однако есть и ряд недостатков, которые не позволяют таким аккумулятором полностью вытеснить кислотные или щелочные.

  1. Прежде всего, литий-ионные батареи сильно зависят от наружной температуры. Например, при снижении температур резко падает способность отдачи заряда.
  2. Также данные батареи имеют жестко ограниченное число зарядов и разрядов (обычно, около 500 циклов).
  3. Еще можно выделить «старение» таких АКБ. Потеря около 10-12% емкости за 12 месяцев считается нормой. При этом данное старение не является саморазрядом, то есть не связано с необходимостью калибровки. Также для литий-ионных батарей губительным является глубокий разряд.
  4. АКБ данного типа не способны выдавать большую мощность для запуска двигателя (не используется в качестве стартерной батареи);

По указанным причинам такие батареи могут использоваться на машине только для питания какой-либо электроники. Однако инженеры сегодня ведут активные разработки, чтобы сделать такие батареи «универсальными». По этой причине Li-ion батареи считаются наиболее перспективными.

Какой аккумулятор лучше для автомобиля

Как показывает практика, для новых и современных авто не старше 10 лет необходимо сразу определить, какой аккумулятор стоит на автомобиле с завода. Зачастую, производители ставят на машины, сходящие с конвейера, лучшие аккумуляторы.


Также важно при подборе изучать характеристики и показатели АКБ: габариты, емкость, пусковой ток и т.д. Если нужна замена, оптимально подбирать точно такой же АКБ по всем показателям, как и тот, что стоял на машине раньше.

Однако можно также дополнительно изучить рейтинг аккумуляторов, после чего сменить, например, простой кислотный аккумулятор на подходящий по характеристикам кальциевый, гибридный, гелевый или даже щелочной. В этом случае выбор будет зависеть от целевого назначения, особенностей эксплуатации автомобиля, а также финансовых возможностей самого владельца. 


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде