Внедорожник Toyota Land Cruiser 70, тюнинг для бездорожья, обзор


Электронные книги в PDF формате

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что Toyota Land Cruiser тяжелой семидесятой серии — непреходящая ценность. Но, как ни крути, в этом циничном мире у всего есть цена. Культовый внедорожник без пробега стоит около четырех миллионов рублей. Только это не затраты, а вложения. При регулярном уходе он прослужит не один десяток лет, и ваши дети наверняка смогут передать его по наследству внукам. Причем, в очень приличном состоянии.

Внедорожники Toyota Land Cruiser 70, особенности конструкции, необходимый тюнинг и доработки для эксплуатации на бездорожье.

Начнем с очевидного — пластмассовый Кибертрон победил. Современные автомобили превращаются в безликую бытовую технику с ограниченным трехлетней гарантией и сроком эксплуатации. Под натиском экологических требований и заботы о безопасности пешеходов одна за другой уходят в небытие внедорожные легенды.

И то, что Toyota Land Cruiser 70, пришедший в 1984 году на смену прославленной сороковой серии, уже тридцать пятый год держится на конвейере почти в первозданном виде — настоящее чудо. Им хочется восторгаться, не вдаваясь в поиски разумных объяснений. Впрочем, никакого чуда в долгожительстве «семидесятки» на самом деле нет. Просто это единственный внедорожник, сумевший выжить в безумном вихре реформ авторынка начала XXI века.

Руководство Toyota не позволило своим маркетологам слить Land Cruiser 70 или превратить его в посмешище вроде нового Nissan Patrol или Mercedes-Benz Gelandewagen. Ведь там, где настоящая, а не рекламная надежность все еще в цене, «семидесятке», по сути, нет альтернатив.

Казалось бы, такому автомобилю должно быть уготовано светлое будущее. Ведь «Тойота» в целом и Land Cruiser 70 в частности вызывают у наших соотечественников мистический трепет, а за Уралом логотипом компании, привязанным к шесту, шаманы изгоняют злых духов. Toyota Land Cruiser 70 грезят тысячи охотников, рыболовов и любителей дальних странствий, но японцы почему-то так и не решились поставлять ее официально.

Впрочем, свято место пусто не бывает, и эту почетную миссию взяли на себя так называемые независимые дилеры. В продаже есть любые варианты:

— Двухдверные и четырехдверные пикапы TLC 79.


— Короткие трехдверки TLC 71.


— Весьма востребованные трехдверные TLC 78 с самым длинным кузовом в линейке и высокой крышей.


— Наиболее распространенный классический пятидверный внедорожник Toyota Land Cruiser 76.

К примеру, новые «семидесятки» 2018–2019 годов выпуска с нулевым или минимальным (до 20 км) пробегом, привезенные из Арабских Эмиратов, продаются по цене от 4 200 до 4 600 млн. рублей. Кстати, распространенное мнение о том, что в «арабских» машинах зимой холодно, совершенно не соответствует действительности. Делают их не в Эмиратах, а в Японии, и у всех есть не только кондиционер, но и полноценная печка. Просто термостат атмосферного дизеля 1HZ открывается при 75 градусах.

Тем не менее зимой в салоне прогретой машины тепло. Если сомнения все же остаются, можно установить в систему охлаждения европейский термостат с точкой открытия 90 градусов. А турбодизели от TLC 200, которые стали устанавливать на машины не так давно, изначально считаются теплыми моторами.

Обновления внедорожника Toyota Land Cruiser 70.

Последний раз Toyota Land Cruiser 70 серьезно обновляли в 2007 году. Рестайловые машины можно узнать по оформлению передка в стиле TLC 100. Большие фары с интегрированными поворотниками и широкий бампер с противотуманками. В котором может скрываться очень надежная штатная электролебедка. Огромный капот не без труда поднимает двумя руками взрослый мужчина. Металла на тяжелую серию не жалеют.

У новых Toyota Land Cruiser 70 под ним обычно скрывается хорошо известный по TLC 200 восьмицилиндровый V-образный турбодизель 1VD-FTV с топливной рампой и электронным мозгом. Правда, здесь он с одной, а не двумя турбинами, дефорсированный до 205 лошадей, с крутящим моментом 430 Нм уже при 1 200 об/мин. Двигатель по современным меркам очень надежный.

Он наверняка понравится любителям быстрой езды, но плохого топлива не переносит. Нуждается в серьезной влагозащите (чтобы электронику не заливало в бродах) и требует качественного, своевременного обслуживания.

Тест внедорожника Toyota Land Cruiser 76 с шестицилиндровым рядным атмосферным дизелем 1HZ.

Совсем недавно у нас на тесте побывал выпущенный в 2012 году Toyota Land Cruiser 76 с шестицилиндровым рядным атмосферным дизелем 1HZ объемом 4.2 литра. Его мощность — 131 лошадиная сила (значит, на налогах не разоришься), а крутящий момент — 284 Нм при 2 200 об/мин. Этот неубиваемый чугунный мотор переварит даже солярку, слитую с трактора.

Никакой электроники и Common Rail. Только простейший механический ТНВД с приводом шестерней от коленвала. Всего два клапана на цилиндр и один распредвал с ременным приводом. Двигатель низовой, а с учетом короткой первой передачи в пятиступенчатой МКП понижайку приходится включать только на бездорожье. Неразрезные мосты очень прочные. Передняя подвеска на пружинах, сзади — рессоры.

Полный привод типа Part Time. Передний мост подключается обычным рычагом, имеющим прямую связь с раздаткой. Справа у рулевой колонки — шайба включения блокировок переднего и заднего межколесных дифференциалов. Есть штатный шноркель. Уже с завода наша Toyota Land Cruiser 76 имеет серьезную внедорожную подготовку.

Вы не поверите, но при всей своей внедорожности TLC 76 на удивление хорош в ежедневной эксплуатации. Удобное водительское кресло, информативная приборная панель. Есть даже указатель давления масла и амперметр.

Опций немного:

— Кондиционер.


— Радио с проигрывателем CD/МР3.


— Электрические стеклоподъемники (водительский с авторежимом).


— Кнопка центрального замка.


— Рукоятки на всех стойках.


— Подстаканник и бардачок.

Правда, в версии с двухместным пассажирским сиденьем в первом ряду нет ящика с подлокотником, и места для мелочей не хватает. В отличие от классического LR Defender на водительском месте Toyota Land Cruiser 76 просторно и не нужно скрючиваться. Есть настройки руля и по углу наклона, и по вылету. Руль находится ровно напротив водителя, и левый локоть не упирается в стекло.

Сцепление легкое, все три педали на своих местах. Воздух из печки дует именно в ноги, а не в правую коленку, и уплотнитель не выпадает из дверного проема. Вот только радиус разворота мостового внедорожника настолько велик, что часто приходится крутиться в два приема. Впрочем, благодаря огромной по современным меркам площади остекления, тонким стойкам и рубленым формам, габариты читаются хорошо.

Места во втором ряду хватает, а со сложенным диваном багажник превращается в большой грузовой отсек с ровным полом. К тому же диван можно открутить и снять целиком. Тогда сзади появится почти двуспальная кровать.

Двигатель и трансмиссия внедорожника Toyota Land Cruiser 76.

Тяговитый дизель позволяет стартовать со второй и почти сразу переходить на четвертую, а затем и на пятую передачу. В пробках не приходится постоянно дергать рычаг. Ползешь себе как с автоматом. Но вот с обгонами проблема. Большой атмосферник тяжеловато крутится. Комфортная скорость — 90–100 км/ч. На 120 км/ч на приборной панели загорается оповещение — мол, дальше разгоняться не стоит.

На самом деле Toyota Land Cruiser 76 может двигаться быстрее. Курсовая устойчивость хорошая, крены не пугают, нет склонности к раскачке на волнах. Рулится вполне прилично, но системы стабилизации нет. Поэтому на любой скорости автомобилем управляете только вы, без помощи электроники. Однако главный ограничитель — пятискоростная коробка. Уже к 90 км/ч хочется включить шестую передачу.

Кажется, что вот сейчас она волшебным образом появится, и со скоростью 120 км/ч можно будет ехать не на 2 300 об/мин, а на оборотах холостого хода. Да и расход топлива тогда опустится ниже 12–14 литров на сотню. Хорошо еще, что в топливный бак влезает 90 литров, и на одной заправке можно уехать довольно далеко.

Однако чаще всего Toyota Land Cruiser 76 приобретают не для гонок по шоссе или поездок на работу, а для специализированных хобби — охоты, рыбалки, путешествий. Поэтому большинство покупателей сразу отправляются в тюнинг-мастерские. Ведь кое-что можно подправить даже в этом, почти идеальном, внедорожнике.

Общий тюнинг внедорожника Toyota Land Cruiser 76.

Программа минимум — тщательная герметизация шноркеля и вывод сапунов мостов и трансмиссии под капот. Это нужно сделать обязательно и сразу. Ведь для арабов герметичность шноркеля не так важна. Главное — защита от песка и пыли, да и сапуны на заводе выведены низковато. Следующий этап — усиление подвески.

Замена пружин, рессор, амортизаторов и рулевого демпфера на комплекты ARB-OME или TJM с двухдюймовым лифтом дает возможность перейти с диаметра 31 дюйм, на колеса размерностью 285/75 R16, то есть 33 дюйма, а заодно подготовить машину к тяжелой загрузке и возможной установке силового обвеса.

Хотя Toyota Land Cruiser 76 спокойно лифтуется на 4–5 дюймов и легко выдерживает тридцать пятые колеса, специалисты рекомендуют ограничиться двухдюймовым лифтом. Чтобы узкий автомобиль не терял устойчивость в поворотах. К тому же слишком большой диаметр покрышек усложняет легализацию изменений.

Штатная электролебедка Denso с тяговым усилием около четырех тонн отличается исключительным качеством, но при глубокой посадке груженого автомобиля ее может не хватить, и придется медленно лебедиться через блок. Поэтому любителям забираться подальше в глушь рекомендуется установить более мощный вариант. Такой как WARN 12.5 с тяговым усилием 5,5 тонн или качественный китайский аналог типа T-Max или RockWinch. Главное, чтобы он был от проверенного производителя.

Стандартные бамперы надежны. Однако для поездок по лесам лучше поставить силовые, приспособленные для работы с хайджеком, установки лебедок, фаркопов и дополнительного освещения. А на «калитках» заднего силового бампера закрепить тяжелую запаску, канистры и другое снаряжение.

Не будет лишней и комплексная защита днища. Ее делают из авиационного алюминия АМГ3М. Листы толщиной 6 мм позволяют делать фигурные гибы, но при этом отлично поглощают удар и сохраняют форму.

Тюнинг трансмиссии и подвески внедорожника Toyota Land Cruiser 76.

Стандартные блокировки переднего и заднего межколесных дифференциалов — образец качества и не требуют вмешательства. Нужно лишь время от времени их включать, чтобы не закисали электромеханические приводы. Правда, в некоторых комплектациях блокировок нет, но поставить комплект от ARB — не проблема. Пневмопривод австралийских блокировок даже надежнее.

Колея передних колес у Toyota Land Cruiser 76 — 1 515 мм, задних — 1 420 мм. Откуда взялась разница в целых 95 мм, знают, наверное, только японцы. В Интернете гуляет версия, что благодаря суженной задней колее внедорожник не цепляет колесами бордюры, поворачивая на тесных улицах японских городов. Но в наших условиях эта особенность скорее мешает. Toyota Land Cruiser 76 разбивает колею и за ним трудно ехать по бездорожью.

Чтобы поправить дело, достаточно 30 мм проставок на задней оси. Можно установить проставки и толщиной 45 мм, но они дороже, реже встречаются и создают повышенную нагрузку на подшипники полуосей.

Задние рессоры, расположенные под мостом — еще один повод для упреков. Однако на мягком бездорожье это не такая уж проблема, с которой мирится большинство владельцев. Для эксплуатации в каменистых регионах самое проверенное решение — перенос рессор на мост. Можно перейти и на пружины, но это тема отдельного разговора.

Дополнительные доработки для внедорожника Toyota Land Cruiser 76.

В целом Toyota Land Cruiser 76 не требует глобальной перестройки с глубоким вмешательством в конструкцию. Перечисленных доработок более чем достаточно для эксплуатации на самом тяжелом бездорожье. Все остальное — чистое творчество. Можно установить:

— Экспедиционный багажник.


— Дополнительное освещение.


— Автономные обогреватели.


— Современные мультимедийные системы.


— Сделать полную вибро и шумоизоляцию салона.


— Покрыть кузов защитным составом на основе полимочевины.

Короче, все, чтобы сделать эксплуатацию этого классического внедорожника максимально удобной и приблизить его срок службы к бесконечности.

По материалам автомобильного журнала «4х4 club».


Текст Григорий Алешин.


Фотографии Максим Кузнецов.