Замена двухрядных подшипников ступиц передних и задних колес


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде

Двухрядные подшипники, широко применяемые в ступицах современных автомобилей, не требуют обслуживания, регулировок и смазки. Ступицы с ними компактнее. Так, в обычной ступице переднего колеса автомобилей ВАЗ с двумя коническими роликовыми подшипниками внутренние кольца подшипников ступиц насажены на поворотную цапфу с зазорами до 0,023 мм (внутренний подшипник) и до 0,038 мм (наружный). Наружные кольца в ступице — с натягом соответственно до 0,038 и 0,063 мм. Нормальный осевой зазор должен быть в пределах 0,02-0,08 мм, максимально допустимый в эксплуатации — 0,15 мм. 

Замена двухрядных подшипников ступиц передних и задних колес с помощью гидравлического пресса с домкратом.

Отсутствие осевого зазора (из-за значительного осевого размера ступицы и соседства с дисковым тормозом) приведет к заклиниванию подшипников ступиц. В то же время, при отсутствии нагрева большие осевые зазоры — это динамические нагрузки. Вследствие этого подшипник теряет геометрию, не поддается регулировке. Даже при регулировке с осевым натягом через короткое время появляется зазор, превышающий допустимый.

У двухрядных подшипников ступиц кольца устанавливаются с натягом. У внутреннего кольца (соединение со ступицей) натяг до 0,03 мм, у наружного (соединение с поворотным кулаком) — натяг до 0,06 мм.

Двухрядные подшипники имеют осевой зазор (относительное перемещение наружного и внутренних колец) в пределах 0,060-0,085 мм. Последний при затяжке внутренних колец крепежной гайкой уменьшается в среднем до 0,04 мм и, что особенно важно, сохраняется в эксплуатации длительное время. Требуемый зазор обеспечивается моментом затягивания.

Посадка колец двухрядных подшипников ступиц с натягом. Узкий торец наружного кольца, а также высокая стоимость подшипников требуют внимательного подхода к их замене. При этом абсолютно неприемлем «ударный способ». Двухрядные подшипники ступиц нельзя снимать и вновь устанавливать. При спрессовке подшипника со ступицы он разбирается (разрушается), одно внутреннее кольцо остается на ступице.

Замена двухрядных подшипников ступиц передних колес ВАЗ, ЗАЗ Таврия, задних колес Москвич-2141.

В ступицах передних колес автомобилей ВАЗ Самара и ЗАЗ Таврия, и в задних ступицах автомобилей Москвича-2141, стоят подшипники ступиц 6-256907Е1С17 (dxDxB=34x64x37 мм). Внутренние кольца в соединении со ступицей имеют натяг 0,002-0.028 мм, наружное кольцо в соединении с поворотным кулаком 0,019-0,060 мм.

При отсоединении поворотного кулака в сборе со ступицей от кронштейна телескопической стойки следует нанести метки взаимного расположения на головке регулировочного болта (верхнего) и на кронштейне стойки. Совмещение этих меток при сборке обеспечит сохранение развала передних колес. При выпрессовке ступицы используем оправку. Поворотный кулак удерживается от переме­щения упором в верхнюю плиту пресса.

Выпрессовка ступицы колеса из подшипника на автомобилях ВАЗ.

Наружную половину внутреннего кольца, оставшуюся на ступице, снимаем универсальным съемником — для этого в ступице предусмотрены специальные выемки. После снятия стопорных колец выпрессовываем подшипник из поворотного кулака. В этом случае на оправку устанавливается другая оправка. Поворотный кулак опирается на верхнюю плиту через упор.

Выпрессовка подшипника из поворотного кулака стойки автомобилей ВАЗ.

Запрессовка нового подшипника производится после установки наружного стопорного кольца с использованием тех же оправок. Поворотный кулак опирается непосредственно на верхнюю плиту.

Запрессовка подшипника в поворотный кулак автомобилей ВАЗ.

Установив внутреннее стопорное кольцо, запрессовываем ступицу при помощи опоры. Ступица может опираться непосредственно на верхнюю плиту или, для лучшего центрирования ее по подшипнику, на оправку.

Запрессовка ступицы колеса в подшипник на автомобилях ВАЗ.

После установки поворотного кулака в сборе со ступицей на автомобиль, внутренние кольца подшипника затягиваются крепежной гайкой М20х1.5 моментом 225,6-247,2 Нм (23,0-25,2 кгсм).

Замена двухрядных подшипников ступиц задних колес автомобилей ВАЗ.

В ступицах задних колес автомобилей ВАЗ Самара устанавливаются подшипники ступиц 6-256706Е1С17 (dxDxB=30x60x37 мм). В соединениях колец подшипника с цапфами (осями) и ступицей натяги соответственно 0,002-0,023 и 0,019-0,060 мм.

При замене подшипника сначала выпрессовываем цапфу (ось). Внутреннюю половину внутреннего кольца подшипника спрессовываем с цапфы так же универсальным съемником, воспользовавшись специальными лысками на цапфе.

Выпрессовка цапфы (оси) из подшипника на автомобилях ВАЗ.

При выпрессовке цапфы ступица опирается на верхнюю плиту через стержни, пропущенные через отверстия во фланце цапфы. Сняв стопорное кольцо, выпрессовываем подшипник. Перед этим следует тщательно очистить внутреннюю полость ступицы, чтобы подшипник при выпрессовке не повредил ступицу.

Выпрессовка подшипника из ступицы на автомобилях ВАЗ.

При запрессовке подшипника в ступицу оправка давит только на наружное кольцо подшипника. Установив стопорное кольцо, запрессовываем в подшипник цапфу.

Подшипник внутренним кольцом опирается на оправку, а цапфа на верхнюю плиту пресса. Гайку (М20х1,5) цапфы затягивают моментом 186-225 Нм (19-23 кгсм), поворачивая ступицу в обоих направлениях, после чего гайку стопорят.

По материалам книги «Приспособления для ремонта автомобилей».


Росс Твег.


Книги по ремонту автомобилей в электронном виде